Екатерина Павлова. Неизвестный портрет А.О.Смирновой-Россет / Наше наследие. 1999. №50-51. С.128. В 1975 году директор Музея В.А.Тропинина и московских художников его времени Г.Д.Кропивницкая получила из Госфонда «Портрет неизвестной молодой женщины в итальянском костюме» работы неизвестного художника XIX века (холст, масло, 74x61). Подготавливая в 1988 году совместно с Госу¬дарственным музеем А.С.Пушкина для Болгарии выставку «Пушкин и его эпоха», Г.Д.Кропивницкая предположила, что на портрете изображена Александра Осиповна Смирнова-Россет (1809—1882). Свою гипотезу искусствовед предложила московскому пушкинскому музею, которому в 1991 году и был передан этот портрет. Изучив обширную иконографию А.О.Смирновой-Россет и согласившись с интуитивным определением Кропивницкой, мы отдали портрет на экспертизу в НИИ Министерства внутренних дел СССР заведующему лабораторией технико-криминалистических исследований и экспертиз, кандидату юридических наук А.М.Зинину и его помощнику, члену Союза художников В.С.Житникову, уже зарекомендовавшим себя исследованиями целого ряда портретов из собраний разных музеев. В заключение своего исследования они пишут: «Поскольку на портрете неизвестной молодая женщина изображена в 3/4 поворота головы к левому плечу, для сравнительного исследования из числа портретов А.О.Смирновой-Россет были отобраны те, на которых она изображена в близком ракурсе и возрасте: репродукция акварельного портрета работы П.Ф.Соколова, 1834 г.; репродукция портрета маслом работы А.Реми, 1835 г.; репродукция бюста работы К.Вихмана, 1830-е гг. ...Результаты со¬поставления фоторепродукций портрета неизвестной и отобранных для сравнения портретов А.О.Смирновой-Россет позволяют утверждать, что моделью для них послужило одно и то же лицо». С известной долей вероятности мы можем утверждать, что А.О.Смирнова-Россет портретировалась в Италии летом 1837 года. Она изображена в национальном костюме крестьянки из Альбано с белым накрахмаленным платком и шпилькой на голове (по-итальянски amadille, по-русски амадилья), в белой крест-накрест повязанной на груди косынке, одетой подобно тому, как мы видим невесту на акварели 1838 года А.А.Иванова «Жених, выбирающий кольцо своей невесте» (ГРМ; ранее подарок художника Н.В.Гоголю, от него А.О.Смирновой-Россет, от нее в.к.Марии Николаевне, от нее брату — императору Александру II; увлекательный рассказ об этой акварели, некогда принадлежавшей А.О.Смирновой-Россет, содержится в ее воспоминаниях о Н.В.Гоголе)1. А недавно Н.П.Прожогин — журналист и искусст¬вовед — сообщил нам, что молодая женщина изобра-жена не на фоне условного романтического пейзажа с руинами, а в конкретном и давно знакомом ему месте: при входе в грот, откуда на заднем плане видны руины древнеримского памятника: так называемая гробница Горациев и Куриациев, существующая и поныне в окрестностях Рима — в Альбано. Выскажем предположение, что автором портрета мог быть итальянский живописец академической школы Филиппе Агрикола (1795— 1857), живший и работавший в Риме, имевший там собственную мастерскую. В 1838 году этим художником, как определили историки, исследователи русско-итальянских культурных связей, Ю.П.Глушакова и И.Н.Бочаров, был исполнен портрет другой замечательной русской женщины, так же вызывавшей восхищение Пушкина, — графини Д.Ф.Фикельмон, дочери Е.М.Хитрово, внучки фельдмаршала М.И.Кутузова2. «Портреты Филиппе Агриколы, — читаем в их книге "Итальянская пушкиниана", — были в большом ходу среди иностранцев, посе¬щавших Италию, особенно среди дам». Между портретами Смирновой и Фикельмон есть много общего: обе изображены ниже пояса, в трехчетвертном повороте влево, на фоне пейзажа с элементами древнеримской архитектуры, переодетыми в не свойственный им наряд иной исторической значимости. Близки также эффектная декоративность общего решения; выбор открытых ло¬кальных тонов цвета в контрастном сочетании; манера передачи складок материи, рисунок кистей рук, пальцев; наконец, некая холодность, отстраненность, даже жесткость восприятия модели, отличающая западных мастеров бидермейера. Подтвердил нашу гипотезу авторства (насколько можно судить по фотографии) и советник по культуре римской мэрии Паоло Баттистуцци, приславший репродукцию с близкого по композиции и приемам портрета Констанции Пертикари работы Ф.Агриколы, хранящегося в римской Галерее современного искусства. Пушкин не мог видеть итальянского портрета Смирновой-Россет, но в одном из вариантов своих мемуаров она упоминает, что встретилась с Пушкиным на вечере у Карамзиных в начале 1829 года, куда она приехала после участия в «живых картинах», одетая в театральный «крестьянский итальянский костюм». Более того, это был костюм именно альбанки, так как в изображаемой «картине» Воронцов-Дашков «в костюме транстевера (т.е. жителя Альбано. - Е.П.) лежал с гитарой на полу у ее ног»3. Вероятно, этот национальный костюм столь шел «южной ласточке, смугло-румяной красоте нашей» (выражение Пушкина в письме П.А.Плетневу 26 марта 1831 г.), столь соответствовал типу ее лица, что первый вопрос, который поэт задал ей, был: «Вы итальянка?» Александра Осиповна ответила, что «не принадлежит ни к какой национальности», но «православная» и «по сердцу русская». И все же, она имела «совершенно итальянское лицо», что, как вспоми¬нает А.О.Смирнова, говорил ей Н.Д.Киселев. Наиболее внимательно исследовал родословную Смирновой П.Е.Рейнбот, с достаточной степенью точности установивший итальянское происхождение отца А.О.Смирновой — О.И.Россети. 1 Смирнова-Россет А.О. Дневник. Воспоминания. М., 1989. С.57, 647. 2Бочаров И., Глушакова Ю. Итальянская пушкиниана. М., 1991. С.409-412. Портрет находится в краеведческом музее в Теплице (Словакия). 3Смирнова-Россет А.О. Ук.соч. С.177.
|