Автор | Сообщение |
Natalie
|
| |
Сообщение: 132
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
3
|
|
Отправлено: 30.03.08 13:48. Заголовок: Портреты Н. Н. Пушкиной
| |
|
Ответов - 354
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
All
[только новые]
|
|
Марта
|
| |
Сообщение: 4880
Настроение: жизнерадостное
Зарегистрирован: 15.01.08
Репутация:
12
|
|
Отправлено: 27.01.10 21:33. Заголовок: Еще как известен! Сп..
Еще как известен! Спасибо, дорогая Зизи!
| |
|
бык
|
| |
Сообщение: 1208
Настроение: противоречивое
Зарегистрирован: 14.04.08
Репутация:
12
|
|
Отправлено: 14.10.10 19:58. Заголовок: Семейный портрет А.С..
Семейный портрет А.С. и Н.Н. Пушкиных. Художник - Наталья Горячева-Степаненко <\/u><\/a>
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 3132
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
10
|
|
Отправлено: 31.10.10 13:53. Заголовок: Презабавнейший портр..
| |
|
Зизи
|
| |
Сообщение: 3817
Настроение: доброжелательное
Зарегистрирован: 22.04.08
Репутация:
13
|
|
Отправлено: 01.11.10 15:43. Заголовок: Дорогая Таша, я-то к..
Дорогая Таша, я-то как раз пытаюсь услышать доводы уважаемых мной людей в пользу Н.Н. Потому что сама привыкла считать, что на портрете изображена А.К. А Чижову или не читала, ил не помню совсем ее аргументов Скрытый текст (значит, она меня не убедила).
|
Я согласна с Вами, что даже по возрасту эта дама ближе В.-Д. 23 и 28 - разница существенная, особенно, учитывая то, что пришлось Н.Н. пережить. Хотя это только мое субъективное мнение. На портрете В. Гау, написанном в 1842, Н.Н. выглядит вполне солидно <\/u><\/a> А кто-нибудь, кроме Чижовой, высказывался за то, что на портрете именно Н.Н. изображена?
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 3144
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
10
|
|
Отправлено: 01.11.10 16:00. Заголовок: Вообще-то Чижова под..
Вообще-то Чижова подхватила идею, а впервые переатрибутировала (если не ошибаюсь, исключительно "по схожести") сотрудник Русского музея Гаврилова (в 1999 году - подарок к пушкинскому юбилею )
| |
|
Кот
|
| |
Сообщение: 2108
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация:
12
|
|
Отправлено: 01.11.10 16:56. Заголовок: Можно, кнечно, предл..
Можно, кнечно, предложить такую экзотическую гипотезу: это - портрет Н.Н., но нариованный не по ее заказу и не с натуры. Заказчик попросил художника воспроизвести портрет Н.Н. молодой, изменив костюм и пририсовав арапченка - так хотелось заказчику. Сама Н.Н. никогда бы не могла заказать такой портрет.
| |
|
Марта
|
| |
Сообщение: 5510
Настроение: жизнерадостное
Зарегистрирован: 15.01.08
Репутация:
12
|
|
Отправлено: 01.11.10 17:47. Заголовок: Верно, хорошая гипот..
Верно, хорошая гипотеза, уважаемый Кот! Простите неука, где можно почитать об этом портрете, кому он принадлежал, где хранился, кто передал его в музей? Он ведь в коллекции ВМП?
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 3145
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
10
|
|
Отправлено: 01.11.10 21:55. Заголовок: Гипотеза, я бы сказа..
Гипотеза, я бы сказала, фантастическая - для музейного капустника. Думаю, что уважаемый Кот просто решил нас повеселить такой "версией", а наша добродушная милая Марта приняла ее на веру Переатрибуция портрета была осуществлена Евгенией Гавриловой - научным сотрудником отдела рисунка Государственного Русского музея ( где портрет и хранится, а не в ВМП!!!). См. ее статью: О забытом портрете Н. Н. Пушкиной / Евгения Гаврилова // Наше наследие. 1999. № 50-51. С. 161—164. В аннотации к статье редакция журнала отметила следующее: цитата: | О портр. (1841) работы В. Гау, с 1928 г. хранящемся в ГРМ как изображение воспетой Лермонтовым графини А. К. Воронцовой-Дашковой (С. 161). Доводы авт. ст. позволяют утверждать, что на портр. - вдова Пушкина. |
| Скрытый текст Кстати, госпожа Гаврилова почему-то утверждает в своей статье, что портреты Гау, созданные в 1840-1844 гг почему-то заказывал и оплачивал исключительно самодержец Всероссийский
| Так что, кому интересны доводы автора, прошу поискать в ближайшей библиотеке подшивку журнала Наше наследие за 1999 год. Удачи! При желании можно обратиться лично к Евгении Ивановне Гавриловой. Интернет сообщает ее телефоны здесь<\/u><\/a>: Правда данные 1998 года
| |
|
Марта
|
| |
Сообщение: 5518
Настроение: жизнерадостное
Зарегистрирован: 15.01.08
Репутация:
12
|
|
Отправлено: 01.11.10 22:18. Заголовок: Ташенька, спасибо!..
Ташенька, спасибо!
| |
|
Саша 2
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 156
Зарегистрирован: 25.02.10
Репутация:
4
|
|
Отправлено: 02.11.10 07:58. Заголовок: Увы, Евгения Ивановн..
Увы, Евгения Ивановна уже ушла из жизни. И из участников того научного заседания в РМ, на котором происходила переатрибуция портрета, сейчас не так много живых... Скрытый текст Е.И.Гаврилова сопоставляла портрет 1841 г. (он несколько большего размера,чем другии портреты Н.Н., написанные Гау), с портретом 1844 г., который принадлежит ныне ГЭ. Р.S.Открою маленькую тайну, по поводу автора идеи атрибуции. Она восходит к Т.К.Галушко... Жена Пушкина...Мы помним очерк Галушко о стихотворении Ростопчиной о вдове поэта. О и рисунке, изображающем Дидону, она успела написать, а о Гау...
|
| |
|
Саша 2
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 157
Зарегистрирован: 25.02.10
Репутация:
4
|
|
Отправлено: 02.11.10 08:12. Заголовок: http://s007.radikal...
| |
|
|
Кот
|
| |
Сообщение: 2110
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация:
12
|
|
Отправлено: 02.11.10 09:30. Заголовок: Уважаемая Таша права..
Уважаемая Таша права, что я предложил гипотезу не всерьез. Но думаю, что, благодаря дополнению уважаемой Таши, фантазия нынешних гончарововедов вполне могла бы разыграться: если портреты художнику Гау в это время заказывал только сам император, то вот он-то как раз и мог бы заказать такой портрет Н.Н. с арапченком. (Гипотеза - вполне достойная музейного капустника). Или Гаврилова именно это и имела в виду?
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 3147
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
10
|
|
Отправлено: 02.11.10 09:39. Заголовок: Многоувуажаемй Кот, ..
Многоувуажаемй Кот, а не могли бы Вы при случае заглянуть в этот номер Нашего наследия? Скрытый текст У меня столько съемок м всякой всячины на этой неделе , что не до библиотеки!
|
| |
|
Саша 2
|
| постоянный участник
|
Сообщение: 158
Зарегистрирован: 25.02.10
Репутация:
4
|
|
Отправлено: 02.11.10 12:24. Заголовок: В. Гау НАТАЛЬЯ НИКОЛ..
Можно заглянуть. Вот эта статья. Скрытый текст В. Гау НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ПУШКИНА. 1841. АКВАРЕЛЬ. Государственный Русский мyзей Этот портрет видели все, кто обращался к акварелям В.Гау в РУССКОМ МУЗЕЕ. ОН ПОСТУПИЛ ТУДА В 1928 ГОДУ КАК ИЗОБРАЖЕНИЕ воспетой ЛЕРМОНТОВЫМ ГРАФИНИ А.К.ВОРОНЦОВОЙ-ДАШКОВОЙ (“КАК МАЛЬЧИК КУДРЯВЫЙ РЕЗВА...”). ИМЕННО ТАК ЛИСТ И БЫЛ ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАН В ЧЕРНО-БЕЛOM ИЗОБРАЖЕНИИ В КАТАЛОГЕ ВЫСТАВКИ, посвященной 225-летню АКАДЕМИИ ХУДОЖКСТВ СССР (т.1. М., 1983). В. Гау НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ПУШКИНА. 1844. Акварель. Галерей русского искусства "Попов и Ко". Париж. Впервые в России была представлена в дни 200-летнего юбилея со дня рождения А.С.Пушкина на выставке " Современники Пушкина. 100 акварельных портретов из парижского собрания" в Москве в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина Но графиня на других портретах — кокетливая круглолицая брюнетка с черными главами и пикантно вздернутым носом. Подписная акварель (33x27,4. № p - 669) выполнена В.Гау 1841 году. Годом ранее художник стал придворным портретистом Николая I. Поясное, точнее, “победренное” изображение прекрасной дамы н восточном наряде для костюмированного пала — декоративно: красно-синий шарф, скрученный в виде тюрбана с ниспадающими на плечо кистями, темно-нелепый бархатный корсаж, белый муслин широких рукавов, пышная юбка. Фоном служит взметнувшаяся драпировка; а у пилона монохромной тенью застыла фигурка арапа в расшитой золотом ливрее, с лицом значительным и серьезным, образ которого определенно знаком... Все это взывало к раскрытию инкогнито. Круг великосветских красавиц, блиставших при русском дворе на рубеже 1830 1840-х годов, невелик и наперечет известен по портретам: графиня Е.Завадовская, княжна М.Барятинская, графиня Э.Мусина-Пушкина, баронесса А.Крюденер, графиня Н.Соллогуб, графиня Л.Воронцова-Дашкова. Ни одна из них не “совместилась” с моделью акварели Гау. Но зато безусловное сходство обнаружилось при сравнении ее с портретами той, которую князь Вяземский в 1830 году назвал “первой романтической красавицей”, а Жуковский — “грациозною, стройносозданной, богинеобразною, мадонистою”, т.е. — с Натальей Николаевной Пушкиной. Весной 1841 года ей было 28 лет. И первая акварель, написанная А.Брюлловым (1831), и серия портретов В.Гау (1842-1844, 1849), и портреты маслом И.Макарова (1849) и Т.Неффа (1856) -все они являют нам сходные черты. Лишь цвет волос варьируется от светло-каштанового до почти черного. В 1830 году Пушкин писал невесте: «Я утешаю себя, проводя целые часы перед белокурой мадонной, похожей на вас, как две капли воды». К.Данзас, видевший Пушкину в самые трагические дни, вспоминал о “густых темно-русых буклях”. В новоопознанной акварели волосы — золотисто-русые. Вот это и стало тем камуфляжем, который надежно и надолго скрыл от потомков “пушкинскую мадонну”. Что же до собственно портретных черт, то они легко узнаваемы: продолговатый, сужающийся к круглому подбородку овал лица, высокий лоб, прямая линия бровей над прозрачными светло-карими глазами, античный очерк носа и легкая неопределенность взгляда. Узнаваемо и “что-то кроткое и утонченное в лице”, “меланхолическое и тихое выражение» (гр. Д.Фикельмон). И царственная стать, описанная графом В.Соллогубом: “Ростом высокая, с баснословно тонкой талией при роскошно развитых плечах и груди”. Заказчик продиктовал не только цвет волос модели, но и — тень арапа, грума с недетским лицом. В нем можно усмотреть пушкинские черты: излом бровей, форму носа и взгляд. Создавая “стаффаж”, художник явно использовал гравированные портреты К.Гейтмана (1822) и Т.Райта (1837). Как известно, после гибели мужа Наталья Николаевна почти два года провела с детьми и сестрой А.Гончаровой в имении Полотняный Завод. Поздней осенью она вернулась в столицу «прекраснее, чем была» (Е.Вревская). Из ее письма брату (и письма неизвестной к Е.Геккерн) мы знаем, что в канун 1839 года Пушкина встретилась на квартире своей тетки, фрейлины К.П.Загряжской (1779 - 1842), с императрицей и показала ей детей. Вскоре Александра Федоровна в свою очередь пригласила ее: “Недавно я представлялась императрице. Она была так добра, что изъявила желание меня увидеть, и я была там утром, на частной аудиенции. Я нашла императрицу среди своей семьи, окруженную детьми...” В ноябре 1840 года, судя по переписке П.А.Плетнева с M.K.Гротом, вдова поэта появляется в концертах и театрах, а 8 ноября, впервые после траура, посещает (не танцуя) придворный бал вместе с сестрой, ставшей фрейлиной. Постепенно она вернулась к светской жизни. Император часто осведомляется о ней у Е.И.Загряжской, выражая желание видеть Наталью Николаевну на придворных балах и приемах В рождественский Сочельник 1841 года, при встрече в английском магазине, Николай 1 “очень милостиво изволил раз говаривать с Пушкиной” (Плетнев - Гроту). Можно предположить, что именно император заказывал и оплачивал все портреты Натальи Николаевны, написанные Гау в 1841-1844 годах, равно как и портрет Пушкиной для Конногвардейского альбома 1849 года. В июле 1844 года Пушкина вступила во второй брак с П.П.Ланским, незадолго до того произведенным в генерал-майоры. Дочь Натальи Николаевны от этого брака, в замужестве А.П.Арапова, в своих воспоминаниях рассказывает, со слов матери, об участии ее в придворных балах для “очень узкого круга приглашенных лиц”. Описав костюм Пушкиной, подаренный ей Е.И.Загряжской для одного из них, как восхитившее Николая I “одеяние в древнееврейском стиле”, Арапова далее пишет, что император подвел Наталью Николаевну “к императрице, сказав во всеуслышанье: “Смотрите и восхищайтесь!” Императрица... ответила: “Да, прекрасна, в самом деле прекрасна! Ваше изображение таким должно бы перейти к потомству”. Император поспешил исполнить желание, выраженное супругою. Тотчас после бала придворный живописец написал акварелью портрет Натальи Николаевны в библейском костюме для личного альбома императрицы” (в оригинале прямая речь по-французски). Описанный Араповой костюм не совпадает с представленным в акварели 1841 года, и пушкинисты тщетно до сих пор разыскивают этот портрет. Но воспоминания могли “сместиться”: рассказ матери, записанный Араповой спустя почти 30 лет, сохранив суть, мог измениться в деталях. И в данном случае документальным источником становится сама акварель. В одном из писем к Пушкиной 1843 года Вяземский спрашивал: “Что поделывает прекрасная еврейка или прекрасная гречанка?” (курсив мой. — Е.Г.). “Ориентальный” наряд в новоопознанном листе можно принять за греческий. Он схож с тем национальным одеянием (исключая декольте), в каком изобразил И. Штилер фрейлину греческого двора К. Ботцарис (1841) для мюнхенской “Галереи красавиц” — та же линия прически, похожая на тюрбан красная феска с кистями, ниспадающими на плечо, узкий парчовый корсаж и пышная белая юбка. Известно, что в середине мая 1841 года Наталья Николаевна уезжает с детьми и сестрой в Михайловское, где остается до конца октября в крайне бедственных материальных обстоятельствах, о чем свидетельствуют ее отчаянные письма брату Д.Н.Гончарову. Портрет мог быть создан до отъезда в Михайловское. С полудня 16 апреля 1841 года Северная Столица пышно праздновала бракосочетание наследника цесаревича Александра Николаевича с Марией, принцессой Гессенской. Балы следовали один за другим. Они завершились 30 апреля маскарадом в Зимнем дворце. Вот тогда-то, надо полагать, и написал начинающий придворную карьеру 25-летний Владимир Гау свой первый портрет вдовы Пушкина — еще робкий и статичный в постановке фигуры, неумелый в деталях (руки арапа) и “несобранный” в колорите. Но концепцию, видимо, обдумывал не он. Лишь венценосный заказчик мог указать на роковую загробную тень...
|
| |
|
Ответов - 354
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
All
[только новые]
|
|
|