Автор | Сообщение |
Natalie
|
| |
Сообщение: 132
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
3
|
|
Отправлено: 30.03.08 13:48. Заголовок: Портреты Н. Н. Пушкиной
| |
|
Ответов - 354
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
All
[только новые]
|
|
Кот
|
| |
Сообщение: 456
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 19.07.08 01:34. Заголовок: Еще одна ссылка
В журнале "Творчество" (1995, №3/4) есть статья шведского историка искусства Ульфа Абеля "Шведские художники в Санкт-Петербурге". В частности он там пишет (с. 22): цитата: | Сохранился карандашный портрет Нащокина, датированный 1839 годом (Музей Пушкина, Петербург), а также масляный портрет, написанный несколькими годами позже (местнахождение неизвестно). Обе работы отличает высокое качество исполнения и психологическая насыщенность. В записных книжках Мазера есть соответствующая письменная характеристика Нащокина - этого замечательного человека, великодушного, наделенного богатым воображением и разносторонними художественными способностями, например талантом писателя, и в то же время, как свидетельствует Мазер, глубоко суеверного и крайне азартного в игре. В гостеприимном доме Нащокина Мазер встречался с художниками, писателями и другими творческими личностями, такими как Гоголь, Верстовский, Витали. <...> В 1839 году, через два года после внезапной его (Пушкина. - Кот) смерти, Нащокин, заказав Мазеру описанный выше карандашный портрет и тем самым оценив возможности художника, попросил его написать посмертный портрет Пушкина (45х40 см, Музей Пушкина, Петербург). В качестве основы для портрета Мазер использовал мраморный бюст, изготовленный Витали и принадлежащий Нащокину, и маску поэта, слушал живые воспоминания Нащокина и т.д. Он также посещал дом Пушкина на Мойке (!? - Кот) <...> В пару к портрету друга Нащокин заказал портрет Наталии Пушкиной (Музей Пушкина, Петербург). Эти две работы ни в коей мере не относятся к шедеврам Мазера в России. Если принять во внимание очевидные обстоятельства истории создания, портрет Пушкина нельзя, да и не нужно сравнивать с портретами Нащокина, отличающимися необычайной проникновенностью и проницательностью. |
| Правда, из его текста не ясно, откуда он взял сведения о том, что Нащокин заказал портрет Н.Н. - из записных книжек Мазера или еще откуда-то, или это его собственное предположение.
| |
|
геолог
|
| |
Сообщение: 160
Настроение: потаенное
Зарегистрирован: 18.06.08
Репутация:
3
|
|
Отправлено: 19.07.08 06:29. Заголовок: МазерК. Портрет подп..
Мазер К. Портрет подполковника Корпуса жандармов П.И. Мордвинова (1842)
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 691
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
7
|
|
Отправлено: 19.07.08 14:22. Заголовок: Кот пишет: откуда о..
Кот пишет: цитата: | откуда он взял сведения о том, что Нащокин заказал портрет Н.Н. - из записных книжек Мазера или еще откуда-то |
| Хотелось бы заглянуть в эти записные книжки.
| |
|
Cаша
|
| |
Сообщение: 685
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 19.07.08 14:44. Заголовок: Таша пишет: Хотелос..
Таша пишет: цитата: | Хотелось бы заглянуть в эти записные книжки. |
| Конечно, тогда это во многом прояснит и историю создания портрета Н.Н.
| |
|
бык
|
| |
Сообщение: 225
Настроение: противоречивое
Зарегистрирован: 14.04.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 19.07.08 15:31. Заголовок: Кот пишет: записных..
Кот пишет: А где же эти записные книжки? Они опубликованы где-нибудь?
| |
|
Кот
|
| |
Сообщение: 457
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 19.07.08 17:34. Заголовок: О записных книжках Мазера
Насколько я знаю, записные книжки (дневники?) Мазера не опубликованы, а находятся они в Стокгольме, кажется в Национальном музее. Это я попробую уточнить. Просто нет сейчас под рукой моих выписок по Мазеру.
| |
|
бык
|
| |
Сообщение: 230
Настроение: противоречивое
Зарегистрирован: 14.04.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 19.07.08 22:04. Заголовок: Эта ссылка не проясн..
| |
|
бык
|
| |
Сообщение: 231
Настроение: противоречивое
Зарегистрирован: 14.04.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 19.07.08 22:11. Заголовок: Действительно, довол..
Действительно, довольно часто портрет Н.Н. работы Мазера называется, как портрет "в вдовьем платье". Тогда почему кольцо?
| |
|
Cаша
|
| |
Сообщение: 688
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 19.07.08 22:21. Заголовок: бык пишет: Эта ссыл..
бык пишет: цитата: | Эта ссылка не прояснит суть вопроса, но, тем не менее, она показалась мне любопытной в более широком аспекте. |
| Почти на всех сохранившихся дагерротипах 1850-60-х гг. Н.Н. представлена в черных или темных платьях. Ее наряды отвечают моде, но остаются неизменно строгими.
| |
|
Cаша
|
| |
Сообщение: 689
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 19.07.08 22:31. Заголовок: бык пишет: Действит..
бык пишет: цитата: | Действительно, довольно часто портрет Н.Н. работы Мазера называется, как портрет "в вдовьем платье". Тогда почему кольцо? |
| В последнем по времени издании книги Н.Баранской, работавшей в ГМП в Москве, "Платье для г-жи Пушкиной" в серии "Я люблю Пушкина", в очередной раз опубликована ее давняя повесть "Цвет темного меду", написанная еще в 1977 г. В книге и на суперобложке помещен портрет Натальи Николаевны работы Мазера и значится в подписи к нему (не знаю кто это утверждает: редактор-издатель, подбиравший иллюстрации для книги или сам автор), что для портрета Мазеру позировала Вера Александровна(мысль могла возникнуть по аналогии: для портрета Пушкина позировал Павел Воинович). И не с ли кольцом ли В.А.Нащокиной Мазер изобразил вдову поэта?
| |
|
Cаша
|
| |
Сообщение: 690
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 19.07.08 22:44. Заголовок: Эта книга вышла в из..
Эта книга вышла в издательстве "Терра" в 2004 г.
| |
|
|
бык
|
| |
Сообщение: 232
Настроение: противоречивое
Зарегистрирован: 14.04.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 19.07.08 22:52. Заголовок: Cаша пишет: И не с ..
Cаша пишет: цитата: | И не с ли кольцом ли В.А.Нащокиной Мазер изобразил вдову поэта? |
| Да, в этом случае, возможно, уважаемый Саша. Но - сколько версий!!!
| |
|
Cаша
|
| |
Сообщение: 692
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 20.07.08 06:39. Заголовок: На портрете вдовы Пу..
На портрете вдовы Пушкина много аксессуаров. Скрытый текст Обратите внимание на украшение на голове В.А.Нарской-Нащокиной:
|
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 695
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
7
|
|
Отправлено: 20.07.08 14:09. Заголовок: Насчет украшений спо..
Насчет украшений спорить не стану, но лица РАЗНЫЕ! А если предположить, что Мазер стелал наброски (лица, постановки фигуры и т.д.). Когда же Н. Н. уехала, В. А. "допозировала" ему? Тогда и украшения могли появиться. Кстати, с кольцом вопрос не прояснен. Я, например, не могу с уверенностью сказать, что женщина пушкинского времени по смерти мужа переносила кольцо на другую руку. Когда появился такой обычай? Знаю только, что вдова с детьми продолжала носить кольцо, надетое на ее руку ее покойным мужем, до самого выхода замуж во второй раз. Тогда только кольцо снимали и новый муж надевал другое. Может быть, кто-то знает еще что-нибудь об этом?
| |
|
бык
|
| |
Сообщение: 238
Настроение: противоречивое
Зарегистрирован: 14.04.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 20.07.08 20:55. Заголовок: Я, к сожалению, не о..
Я, к сожалению, не очень компетентен в этом вопросе. Знаю, что вдовы и вдовцы могли носить иногда на левой руке сразу два кольца - свое и умершего супруга. А в 18 в. траурные кольца вручали всем, кто шел на похороны. Об этом писал камер-юнкер Берхгольц. Нашел, что есть информация об обручальных кольцах в журнале "Новый русский базар" (1875 г. № 8). Но, чтобы прочитать, что именно там написано, надо идти в Публичку.
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 728
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
7
|
|
Отправлено: 20.07.08 21:18. Заголовок: Ради ответа на такой..
Ради ответа на такой вопрос можно и Публичку посетитью Был бы толк.
| |
|
Cаша
|
| |
Сообщение: 696
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 22.07.08 07:48. Заголовок: Таша пишет: Кстати,..
Таша пишет: цитата: | Кстати, с кольцом вопрос не прояснен. Я, например, не могу с уверенностью сказать, что женщина пушкинского времени по смерти мужа переносила кольцо на другую руку. |
| Желая сохранить на память изображения друзей, Нащокины были дотошны в мелочах. Как с портретом Пушкина: все так, как запечатлелось в их памяти, с деталями одежды "их друга". И с портретом Н.Н. все должно быть точно до мелочей.
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 748
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
7
|
|
Отправлено: 22.07.08 19:15. Заголовок: Cаша пишет: все так..
Cаша пишет: цитата: | все так, как запечатлелось в их памяти, с деталями одежды "их друга" |
| Ой, ли? А что там особенного из "деталей"? Одежда, как одежда: клетчатый архалук. А вот борода нащокинская - та же, что на его мазеровском портрете 1839 года. Не верится, что и у Пушкина такая жидкая бороденка была (когда он в дороге ее отращивал). А что за колечко у него на левой руке? Интересно бы поближе рассмотреть.
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 749
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
7
|
|
Отправлено: 22.07.08 19:20. Заголовок: Кот пишет: То, что ..
Кот пишет: цитата: | То, что Н.Н. проезжала через Москву тогда, когда там был и Мазер, - это, конечно, уже некоторый факт, обеспечивающий возможную встречу Мазера и Н.Н. |
| А вот, что пишет Интернерт: "Карл Петер Мазер приехал в Россию в 1838 году и прожил в ней пятнадцать лет. Жил в Петербурге, Ярославле, Москве, путешествовал по Волге с бурлаками от Нижнего Новгорода до Астрахани, делая зарисовки быта и природы. С 1848 года странствовал по Сибири..." То есть, начал все-таки с Петербурга! Тут-то они с Н. Н. и могли встретиться. Почему же обязательно в Москве?
| |
|
Кот
|
| |
Сообщение: 472
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 22.07.08 23:48. Заголовок: О встрече Н.Н. и Мазера
Уважаемая Таша! Вы же сами писали: цитата: | Е. Н. Загряжская приезжала за Н. Н. в Полотняный завод. По пути в Петербург они наверняка останавливались в Москве. Тут тетка могла узнать о художнике Мазере и заказать ему портрет любимой Таши. |
| Я на эту Вашу фразу и опирался. Только сейчас я догадался проверить, когда же Наталья Николаевна проезжала через Москву в Петербург. Оказывается, в ноябре 1838 г. А Мазер, похоже, приехал в Москву в 1839 (но это требует проверки). Во всяком случае, если принять, что портрет Н.Н. писал после портрета Пушкина (если верить Ульфу), то это значит, что портрет Н.Н. писался, когда ее в Москве не было, так как портрет Пушкина писался в1839 г. Она была уже в Петербурге. Но Мазер, действительно, приехал из (по-моему) Финляндии именно в Петербург, а уж потом - в Москву и другие места. Поэтому не исключено, что Н.Н. с Мазером могла встретиться, когда он еще был в Петербурге. Тогда отпадает вариант заказа ее портрета Нащокиным. Ясно теперь, что надо уточнить, когда именно Мазер перебрался из Петербурга в Москву. Но все-таки я склонен согласиться с Ульфом, что ее портрет писался по заказу Нащокина. А тогда он писался не с натуры. Будем искать дополнительные сведения.
| |
|
Ответов - 354
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
All
[только новые]
|
|
|