...И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет... .

АвторСообщение
Natalie
администратор




Сообщение: 132
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.03.08 13:48. Заголовок: Портреты Н. Н. Пушкиной


Судя по раззговорам на ветке "Ближайшие события", пора открывать тему о портретах Н. Н. Пушкиной.
Итак, в пятницу на научном заседании во Всероссийском музее А. С. Пушкина заведующая лабораторией технико-тенологической экспертизы Русского музея С. В. Римская-Корсакова выступила с сообщением о авторе портрета Н. Н. Ланской, хранящегося в ВМП.
В связи с этим на ветке "Ближайшие события" появились следующие сообщения:
Таша:
Скрытый текст

Саша:
Скрытый текст

Таша:
Скрытый текст

Саша:
Скрытый текст

<\/u><\/a>
<\/u><\/a>
Таша:
Скрытый текст

Скрытый текст

Саша:
Скрытый текст

Таша:
Скрытый текст

Саша:
Скрытый текст

Вот и перешли.


И покамест жизни нить
Старой Паркой там прядется...
Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 354 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All [только новые]


Кот





Сообщение: 456
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.08 01:34. Заголовок: Еще одна ссылка


В журнале "Творчество" (1995, №3/4) есть статья шведского историка искусства Ульфа Абеля "Шведские художники в Санкт-Петербурге".
В частности он там пишет (с. 22):

 цитата:
Сохранился карандашный портрет Нащокина, датированный 1839 годом (Музей Пушкина, Петербург), а также масляный портрет, написанный несколькими годами позже (местнахождение неизвестно). Обе работы отличает высокое качество исполнения и психологическая насыщенность.
В записных книжках Мазера есть соответствующая письменная характеристика Нащокина - этого замечательного человека, великодушного, наделенного богатым воображением и разносторонними художественными способностями, например талантом писателя, и в то же время, как свидетельствует Мазер, глубоко суеверного и крайне азартного в игре. В гостеприимном доме Нащокина Мазер встречался с художниками, писателями и другими творческими личностями, такими как Гоголь, Верстовский, Витали.
<...> В 1839 году, через два года после внезапной его (Пушкина. - Кот) смерти, Нащокин, заказав Мазеру описанный выше карандашный портрет и тем самым оценив возможности художника, попросил его написать посмертный портрет Пушкина (45х40 см, Музей Пушкина, Петербург).
В качестве основы для портрета Мазер использовал мраморный бюст, изготовленный Витали и принадлежащий Нащокину, и маску поэта, слушал живые воспоминания Нащокина и т.д. Он также посещал дом Пушкина на Мойке (!? - Кот) <...> В пару к портрету друга Нащокин заказал портрет Наталии Пушкиной (Музей Пушкина, Петербург).
Эти две работы ни в коей мере не относятся к шедеврам Мазера в России. Если принять во внимание очевидные обстоятельства истории создания, портрет Пушкина нельзя, да и не нужно сравнивать с портретами Нащокина, отличающимися необычайной проникновенностью и проницательностью.



Правда, из его текста не ясно, откуда он взял сведения о том, что Нащокин заказал портрет Н.Н. - из записных книжек Мазера или еще откуда-то, или это его собственное предположение.

Бывший ученый кот Спасибо: 0 
Профиль
геолог



Сообщение: 160
Настроение: потаенное
Зарегистрирован: 18.06.08
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.08 06:29. Заголовок: МазерК. Портрет подп..


Мазер К. Портрет подполковника Корпуса жандармов П.И. Мордвинова (1842)

Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края...
Спасибо: 0 
Профиль
Таша





Сообщение: 691
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.08 14:22. Заголовок: Кот пишет: откуда о..


Кот пишет:

 цитата:
откуда он взял сведения о том, что Нащокин заказал портрет Н.Н. - из записных книжек Мазера или еще откуда-то


Хотелось бы заглянуть в эти записные книжки.


О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
Профиль
Cаша



Сообщение: 685
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.08 14:44. Заголовок: Таша пишет: Хотелос..


Таша пишет:

 цитата:
Хотелось бы заглянуть в эти записные книжки.



Конечно, тогда это во многом прояснит и историю создания портрета Н.Н.

Спасибо: 0 
Профиль
бык





Сообщение: 225
Настроение: противоречивое
Зарегистрирован: 14.04.08
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.08 15:31. Заголовок: Кот пишет: записных..


Кот пишет:

 цитата:
записных книжек Мазера



А где же эти записные книжки? Они опубликованы где-нибудь?

Спасибо: 0 
Профиль
Кот





Сообщение: 457
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.08 17:34. Заголовок: О записных книжках Мазера


Насколько я знаю, записные книжки (дневники?) Мазера не опубликованы, а находятся они в Стокгольме, кажется в Национальном музее. Это я попробую уточнить. Просто нет сейчас под рукой моих выписок по Мазеру.

Бывший ученый кот Спасибо: 0 
Профиль
бык





Сообщение: 230
Настроение: противоречивое
Зарегистрирован: 14.04.08
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.08 22:04. Заголовок: Эта ссылка не проясн..


Эта ссылка не прояснит суть вопроса, но, тем не менее, она показалась мне любопытной в более широком аспекте.

http://www.antiq.info/expert/6211.html

Спасибо: 0 
Профиль
бык





Сообщение: 231
Настроение: противоречивое
Зарегистрирован: 14.04.08
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.08 22:11. Заголовок: Действительно, довол..


Действительно, довольно часто портрет Н.Н. работы Мазера называется, как портрет "в вдовьем платье". Тогда почему кольцо?

Спасибо: 0 
Профиль
Cаша



Сообщение: 688
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.08 22:21. Заголовок: бык пишет: Эта ссыл..


бык пишет:

 цитата:
Эта ссылка не прояснит суть вопроса, но, тем не менее, она показалась мне любопытной в более широком аспекте.


Почти на всех сохранившихся дагерротипах 1850-60-х гг. Н.Н. представлена в черных или темных платьях. Ее наряды отвечают моде, но остаются неизменно строгими.

Спасибо: 0 
Профиль
Cаша



Сообщение: 689
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.08 22:31. Заголовок: бык пишет: Действит..


бык пишет:

 цитата:
Действительно, довольно часто портрет Н.Н. работы Мазера называется, как портрет "в вдовьем платье". Тогда почему кольцо?



В последнем по времени издании книги Н.Баранской, работавшей в ГМП в Москве, "Платье для г-жи Пушкиной" в серии "Я люблю Пушкина", в очередной раз опубликована ее давняя повесть "Цвет темного меду", написанная еще в 1977 г. В книге и на суперобложке помещен портрет Натальи Николаевны работы Мазера и значится в подписи к нему (не знаю кто это утверждает: редактор-издатель, подбиравший иллюстрации для книги или сам автор), что для портрета Мазеру позировала Вера Александровна(мысль могла возникнуть по аналогии: для портрета Пушкина позировал Павел Воинович). И не с ли кольцом ли В.А.Нащокиной Мазер изобразил вдову поэта?

Спасибо: 0 
Профиль
Cаша



Сообщение: 690
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.08 22:44. Заголовок: Эта книга вышла в из..


Эта книга вышла в издательстве "Терра" в 2004 г.


Спасибо: 0 
Профиль
бык





Сообщение: 232
Настроение: противоречивое
Зарегистрирован: 14.04.08
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.07.08 22:52. Заголовок: Cаша пишет: И не с ..


Cаша пишет:

 цитата:
И не с ли кольцом ли В.А.Нащокиной Мазер изобразил вдову поэта?



Да, в этом случае, возможно, уважаемый Саша. Но - сколько версий!!!

Спасибо: 0 
Профиль
Cаша



Сообщение: 692
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.08 06:39. Заголовок: На портрете вдовы Пу..


На портрете вдовы Пушкина много аксессуаров.
Скрытый текст


Спасибо: 0 
Профиль
Таша





Сообщение: 695
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.08 14:09. Заголовок: Насчет украшений спо..


Насчет украшений спорить не стану, но лица РАЗНЫЕ!
А если предположить, что Мазер стелал наброски (лица, постановки фигуры и т.д.). Когда же Н. Н. уехала, В. А. "допозировала" ему? Тогда и украшения могли появиться.
Кстати, с кольцом вопрос не прояснен. Я, например, не могу с уверенностью сказать, что женщина пушкинского времени по смерти мужа переносила кольцо на другую руку. Когда появился такой обычай? Знаю только, что вдова с детьми продолжала носить кольцо, надетое на ее руку ее покойным мужем, до самого выхода замуж во второй раз. Тогда только кольцо снимали и новый муж надевал другое.
Может быть, кто-то знает еще что-нибудь об этом?

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
Профиль
бык





Сообщение: 238
Настроение: противоречивое
Зарегистрирован: 14.04.08
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.08 20:55. Заголовок: Я, к сожалению, не о..


Я, к сожалению, не очень компетентен в этом вопросе. Знаю, что вдовы и вдовцы могли носить иногда на левой руке сразу два кольца - свое и умершего супруга. А в 18 в. траурные кольца вручали всем, кто шел на похороны. Об этом писал камер-юнкер Берхгольц. Нашел, что есть информация об обручальных кольцах в журнале "Новый русский базар" (1875 г. № 8). Но, чтобы прочитать, что именно там написано, надо идти в Публичку.

Спасибо: 0 
Профиль
Таша





Сообщение: 728
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.08 21:18. Заголовок: Ради ответа на такой..


Ради ответа на такой вопрос можно и Публичку посетитью Был бы толк.

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
Профиль
Cаша



Сообщение: 696
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.07.08 07:48. Заголовок: Таша пишет: Кстати,..


Таша пишет:

 цитата:
Кстати, с кольцом вопрос не прояснен. Я, например, не могу с уверенностью сказать, что женщина пушкинского времени по смерти мужа переносила кольцо на другую руку.


Желая сохранить на память изображения друзей, Нащокины были дотошны в мелочах. Как с портретом Пушкина: все так, как запечатлелось в их памяти, с деталями одежды "их друга". И с портретом Н.Н. все должно быть точно до мелочей.

Спасибо: 0 
Профиль
Таша





Сообщение: 748
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.07.08 19:15. Заголовок: Cаша пишет: все так..


Cаша пишет:

 цитата:
все так, как запечатлелось в их памяти, с деталями одежды "их друга"


Ой, ли?
А что там особенного из "деталей"? Одежда, как одежда: клетчатый архалук. А вот борода нащокинская - та же, что на его мазеровском портрете 1839 года. Не верится, что и у Пушкина такая жидкая бороденка была (когда он в дороге ее отращивал).

А что за колечко у него на левой руке? Интересно бы поближе рассмотреть.

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
Профиль
Таша





Сообщение: 749
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.07.08 19:20. Заголовок: Кот пишет: То, что ..


Кот пишет:

 цитата:
То, что Н.Н. проезжала через Москву тогда, когда там был и Мазер, - это, конечно, уже некоторый факт, обеспечивающий возможную встречу Мазера и Н.Н.


А вот, что пишет Интернерт:
"Карл Петер Мазер приехал в Россию в 1838 году и прожил в ней пятнадцать лет. Жил в Петербурге, Ярославле, Москве, путешествовал по Волге с бурлаками от Нижнего Новгорода до Астрахани, делая зарисовки быта и природы. С 1848 года странствовал по Сибири..."
То есть, начал все-таки с Петербурга! Тут-то они с Н. Н. и могли встретиться. Почему же обязательно в Москве?

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
Профиль
Кот





Сообщение: 472
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.07.08 23:48. Заголовок: О встрече Н.Н. и Мазера


Уважаемая Таша!
Вы же сами писали:

 цитата:
Е. Н. Загряжская приезжала за Н. Н. в Полотняный завод. По пути в Петербург они наверняка останавливались в Москве. Тут тетка могла узнать о художнике Мазере и заказать ему портрет любимой Таши.


Я на эту Вашу фразу и опирался. Только сейчас я догадался проверить, когда же Наталья Николаевна проезжала через Москву в Петербург. Оказывается, в ноябре 1838 г. А Мазер, похоже, приехал в Москву в 1839 (но это требует проверки). Во всяком случае, если принять, что портрет Н.Н. писал после портрета Пушкина (если верить Ульфу), то это значит, что портрет Н.Н. писался, когда ее в Москве не было, так как портрет Пушкина писался в1839 г. Она была уже в Петербурге. Но Мазер, действительно, приехал из (по-моему) Финляндии именно в Петербург, а уж потом - в Москву и другие места. Поэтому не исключено, что Н.Н. с Мазером могла встретиться, когда он еще был в Петербурге. Тогда отпадает вариант заказа ее портрета Нащокиным.
Ясно теперь, что надо уточнить, когда именно Мазер перебрался из Петербурга в Москву.
Но все-таки я склонен согласиться с Ульфом, что ее портрет писался по заказу Нащокина. А тогда он писался не с натуры.
Будем искать дополнительные сведения.

Бывший ученый кот Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 354 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет