Автор | Сообщение |
Natalie
|
| |
Сообщение: 132
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
3
|
|
Отправлено: 30.03.08 13:48. Заголовок: Портреты Н. Н. Пушкиной
| |
|
Ответов - 354
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
All
[только новые]
|
|
Зизи
|
| |
Сообщение: 285
Настроение: доброжелательное
Зарегистрирован: 22.04.08
Репутация:
10
|
|
Отправлено: 16.07.08 09:46. Заголовок: геолог пишет: там Ж..
Скрытый текст геолог пишет:
цитата: | там ЖАРА позавчера, наверное, несусветная стояла |
|
Да и не только там!!!
|
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 641
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
7
|
|
Отправлено: 16.07.08 18:22. Заголовок: Ходят слухи среди пу..
Ходят слухи среди пушкинистов-музейщиков, что если для Пушкина Мазеру позировал П. В. Нащокин, то и Н. Н. не сама позировала, а попросила сделать это за себя В. А. Кто что-нибудь знает об этом?
| |
|
Кот
|
| |
Сообщение: 445
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 16.07.08 20:05. Заголовок: О портрете Н.Н. работы Мазера
Я не знаю ничего определенного, когда и как Мазер писал портрет Натальи Николаевны. Надо вообще проверить, где и когда Наталья Николаевна и Мазер могли встретиться. Портрет Пушкина Мазер писал в Москве у Нащокина в 1839 году. Полагаю, что и портрет Н.Н. он писал там же (известна ли дата создания портрета?), так как во всяком случае в 1839 и 1840 годах он точно жил в Москве. Мог ли он в это время встретиться в Москве с Натальей Николаевной? Может быть и ее портрет Мазер написал по просьбе Нащокина, используя какие-то ее изображения? А позировать, действительно, могла и Вера Александровна. Но никакой строгой аргументации у меня нет.
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 650
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
7
|
|
Отправлено: 16.07.08 22:43. Заголовок: Кот пишет: Мог ли о..
Кот пишет: цитата: | Мог ли он в это время встретиться в Москве с Натальей Николаевной? |
| Именно потому портрет и датируют 1839-м годом, что в тот год она могла с Мазером в Москве увидеться. А Вера Александровна не больно то похожа на мазеровскую Н. Н. Да и зачем позировать вместо живой Н. Н.? Вам известны подобные случаи? Мне - нет.
| |
|
Кот
|
| |
Сообщение: 446
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 17.07.08 14:25. Заголовок: О Мазере и Н.Н.
Уважаемая Таша! Ничего, кроме психологических сомнений, у меня нет. Я как-то не могу представить, чтобы Наталья Николаевна захотела иметь свой "вдовий" портрет. Даже если бы этого захотел Нащокин, то, мне кажется, она вряд ли бы согласилась. Это потом, когда жизнь уже снова наладилась, она согласилась позировать Макарову, чтобы сделать подарок Ланскому. А в 1839 году зачем? И еще, рассматривая мазеровский портрет, я не могу отделаться от ощущения, что он писан не с натуры. Но, повторяю, все это - на уровне ощущений, которыми ничего доказать нельзя, но которые заставляют искать какую-то фактическую аргументацию "за" и "против".
| |
|
Зизи
|
| |
Сообщение: 294
Настроение: доброжелательное
Зарегистрирован: 22.04.08
Репутация:
10
|
|
Отправлено: 17.07.08 15:25. Заголовок: Я где-то читала, что..
Я где-то читала, что этот портрет Н.Н. работы Мазера хранился у потомков художника Н. Подключникова, который тоже рисовал Нащокиных. Так ли это?
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 654
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
7
|
|
Отправлено: 17.07.08 15:31. Заголовок: Привожу свою версию,..
Уважаемый Кот! Привожу свою версию, которая родилась только что, поэтому имеет свои слабые стороны. Итак, 26 мая 1839 г. Екатерина Гончарова писала брату Дмитрию: "Вы имели счастье принимать у себя вашу дорогую тетушку Катерину, приехавшую похитить у вас сестер". То есть, Е. Н. Загряжская приезжала за Н. Н. в Полотняный завод. По пути в Петербург они наверняка останавливались в Москве. Тут тетка могла узнать о художнике Мазере и заказать ему портрет любимой Таши. Еще одна гипотеза: Сеансы могли быть устроены в доме Нащокиных, где и решили, что П. В. в пушкинском халате очень похож на Пушкина. Заодно и его "спортретировали". С удовольствием рассмотрю все возражения. Милая Зизи! О Подключникове ничего не помню (о хранении им портрета Нащокина). Нужно будет поискать по сусекам памяти и в своих картотеках.
| |
|
Кот
|
| |
Сообщение: 447
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 17.07.08 19:10. Заголовок: О Мазере и Н.Н.
Уважаемая Таша! То, что Н.Н. проезжала через Москву тогда, когда там был и Мазер, - это, конечно, уже некоторый факт, обеспечивающий возможную встречу Мазера и Н.Н. Это, конечно, условие необходимое, но не достаточное. Мне кажется, что вряд ли тетушка стала бы срочно, по пути в Петербург, заказывать портрет Н.Н. не ах-ти как известному художнику, тогда как в Петербурге художников было более чем достаточно. Мазер был отличный график, но не очень сильный живописец, хотя некоторые живописные портреты были и удачны, но их было немного, и портрет Н.Н. я не отнес бы к высококачественным портретам. Интересно, конечно, и дальнейшее существование портрета. По-моему, он никак не сязывается ни с Гончарвыми, ни с Ланскими, ни с Загряжской. Хранился ли он в семье Подключникова, как припоминает уважаемая Зизи? Если да, то тем более сомнительно, что он был заказан Загряжской или самой Н.Н. Более вероятным мне представляется все-таки, что в заказывании его какую-то роль играл Нащокин. Мазер был с ним в это время очень близок. И не верится мне, чтобы Н.Н. согласилась в это время позировать.
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 667
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
7
|
|
Отправлено: 17.07.08 20:12. Заголовок: Во многом согласна с..
Во многом согласна с Вами, уважаемый Кот! Нужно отыскать не только возможность встречи Н.Н. с Мазером и объяснить необходимость возникновения этого портрета. Вы пишите: цитата: | И не верится мне, чтобы Н.Н. согласилась в это время позировать. |
| А если это был портрет для сестры Кати? Скрытый текст Ни в коем случае не настаиваю, а только размышляю
|
| |
|
бык
|
| |
Сообщение: 218
Настроение: противоречивое
Зарегистрирован: 14.04.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 17.07.08 21:10. Заголовок: Простите, что вмешив..
Простите, что вмешиваюсь в вашу чрезвычайно интересную беседу, уважаемые Таша и Кот. Хочу кое-что уточнить. Взял книгу М.Д. Беляева о портретах Нат. Ник. И вот что там написано на стр. 41: Скрытый текст "Однако, в этом же году Н.Н. перенесла довольно тяжелые роды своего второго сына Григория, а через несколько месяцев вновь забеременела. Быть может, в один из таких периодов, не могших, конечно, не отразиться на ее красоте, и написан с нее Мазером небольшой портрет масляными красками. На нем мы видим Н.Н. далеко не в том блеске красоты и элегантности, в котором могли бы ожидать увидеть ее...И однако внимательный анализ тех особенностей моды, которые можно заметить в костюме Н.Н.: волосы, гладко расчесанные спереди и лежащие ниже ушей на щеках, заплетенные в виде подковы или полукруга...широкий черный редингот с широким вышитым белым воротником..., - все это заставляет отнести портрет Мазера, не носящий на себе даты, именно к 1835 году. Этот последний из известных нам портретов Н.Н., относящийся ко времени ее замужества за Пушкиным..."
| Далее на с. 44 сообщается о том, что портрет находится в Пушкинском Доме, куда поступил из музея Александровского лицея, а в последний от А.А. Журавлева. Я понимаю, что книга написана Беляевым в 1930 г. и с тех пор многое изменилось в пушкиноведение. Но что именно? И когда все-таки портрет написан?
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 671
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
7
|
|
Отправлено: 17.07.08 22:11. Заголовок: Начнем с того, что н..
Начнем с того, что на Н. Н. черное "вдовье" платье. Помните, что она отвечала в сентябре 1838 года Екатерине Дантес на ее вопрос, не прислать ли сестрам модные вещицы: "мы из черных шлафоров не выходим"! Уважаемый бык пишет: цитата: | И когда все-таки портрет написан? |
| Вопрос наисложнейший. Лично я точного ответа дать не могу. Уважаемый Кот высказывает свои сомнения: цитата: | И не верится мне, чтобы Н.Н. согласилась в это время позировать. |
| А вот в книге М. Д. Беляева на с. 50 приведено письмо неизвестного лица без даты. В нем сказано: "Когда Вы увидите Мадам Пушкину, будьте добры спросить у нее адрес художника Мазера, я не могу его найти, а она, я думаю, видит его время от времени. Бог мой, как она хороша эта самая Мадам Пушкина <...> Жаль, что лицо ее так серьезно, но когда по временам на ее губах мелькает улыбка, как ускользающий луч, тогда в ее ясных глазах проявляется неизъяснимое выражение трогательной доброжелательности и грусти..." Откуда Беляев взял эту записку, не известно, но она "правильного времени", то есть 1830-х годов!
| |
|
|
Кот
|
| |
Сообщение: 450
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 17.07.08 23:57. Заголовок: О датировке мазеровского портрета
Уважаемые Таша и Бык! 1835 год, конечно, отпадает, так как Мазер приехал в Россию только в 1838 г. А записка - многообещающе интересна. Неужели у Беляева вообще нет ничего по поводу того, откуда она появилась, где он ее читал? К сожалению, его книги о портретах Н.Н. я не видел. Дайте, пожалуйста точную библиографическую ссылку на нее. Хочу обязательно посмотреть. Про эту записку я ни разу ничего не встречал, хотя Мазером немного занимался.
| |
|
геолог
|
| |
Сообщение: 156
Настроение: потаенное
Зарегистрирован: 18.06.08
Репутация:
3
|
|
Отправлено: 18.07.08 11:46. Заголовок: «...В начале 1851 ..
«...В начале 1851 года Мазер открыл дагерротипное заведение в Москве, в Газетном переулке, против гостиницы Шевалье, в доме Ланской, где и проработал до конца года. 27 декабря Мазер предупредил заказчиков, что перевел заведение «в дом княгини Шаховской в Газетном переулке, между Тверской и Никитской» и что «Портреты снимаются ежедневно от 9 часов до 3 пополудни». К.М.Нистрем в 1852 году писал о дагерротиписте: « Г — н Мазер бесспорно заслуживает особенное внимание. Его портреты отражают верный отпечаток характера и выражение лица, нисколько не делая его ни скудным, ни суровым, ни старым, как это неоднократно замечено было в дагерротипных портретах. В устройстве залы и галереи употреблено все старание художника для удобства посетителей. Портреты снимаются в несколько секунд, и выдаются не иначе как по достижении полного удовлетворения относительно искусства и самого сходства портрета». В 1852 году Карл Петер исполнял как дагерротипные, так и фотографические портреты, а также принимал заказы на копии «с масляных картин, дагерротипных и акварельныхъ портретов и с гравюр». Сваедений о работе Мазера в 1853 году в Москве не встречалось, по всей вероятности, в этом году он отбыл в Швецию. «Записки о России» хранятся в Национальном музее в Стокгольме.» Скрытый текст «...Интересна история шведа Карла Мазера, который приехал в Россию и отправился исследовать Сибирь. С собой у него было дорогостоящее оборудование для дагеротипии, которое у него вскоре украли. Профессиональный художник, он был вынужден отказаться от идеи фиксирования изображений на пластинах и стал [url=http://www.delrus.ec.europa.eu/em/2000-2001/user.php-func=mag_art&art_id=168&iss_id=12.htm]рисовать[/url]. Результатом его деятельности стал ряд портретов сосланных в Сибирь декабристов, а также множество других фотографически точных зарисовок, представляющих большой исторический и художественный интерес...» к Мазеровской теме: Мария Волконская, 1848 Промывка золота в Вост.Сибири, конец 1840-х
|
| |
|
Кот
|
| |
Сообщение: 453
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 18.07.08 14:04. Заголовок: О Мазере
Уважаемый Геолог, большое спасибо за ссылки! Про студию Мазера в доме Шаховской после его возвращения из Сибири я знал, но не знал, что сначала он все-таки поработал в доме Ланской. Дело в том, что в доме Ланской помещалась его студия еще и в начале сороковых годов, задолго до его поездки в Сибирь, возможно, даже и в 1839-1840. Дело в том, что в 1840 г. он нарисовал портреты супругов Семена Николаевича и Софьи Николаевны Корсаковых, а в записной книжке Корсакова (правда, без указания года, но можно полагать, что запись относится ко времени рисования портретов) записан адрес Мазера: ”Charle Mazer, с<тудия(?)> близ Кузнецкого моста в Газетном переулке, в доме Ланскова, против французской ресторации Шевалье". Не исключено, что уже и в 1839 году его студия располагалась здесь же.
| |
|
Кот
|
| |
Сообщение: 454
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 18.07.08 14:10. Заголовок: Для кого портрет?
Уважаемая Таша задала вопрос: цитата: | А если это был портрет для сестры Кати? |
| Думается, проще и логичнее было бы послать сестре за границу акварельный портрет, а не живописный, тем более что портрет-то так за границу и не уехал, так что вряд ли это был портрет для Кати.
| |
|
Зизи
|
| |
Сообщение: 304
Настроение: доброжелательное
Зарегистрирован: 22.04.08
Репутация:
10
|
|
Отправлено: 18.07.08 14:23. Заголовок: Кот пишет: Дайте, п..
Кот пишет: цитата: | Дайте, пожалуйста точную библиографическую ссылку на нее |
| Я могу это сделать, т.к. книга под рукой: М.Д. Беляев "Н.Н. Пушкина в портретах и отзывах современников". СПб, Библиополис, Ассоц. "Новая лит.", 1993 (репринт 1930 г.). И еще я нашла в интернете следующее: http://www.pushkin.aha.ru/TEXT/b027.htm Это, конечно, не тот источник, который мне хотелось бы вспомнить, но уже кое-что.
| |
|
Зизи
|
| |
Сообщение: 305
Настроение: доброжелательное
Зарегистрирован: 22.04.08
Репутация:
10
|
|
Отправлено: 18.07.08 14:29. Заголовок: Вообще, сама ссылка,..
Вообще, сама ссылка, которую я дала в предыдущем послании, на журнал "Нива" необычайно интересна! Вот так иногда выходишь и на такой материал!
| |
|
Кот
|
| |
Сообщение: 455
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация:
9
|
|
Отправлено: 18.07.08 14:32. Заголовок: Уважаемой Зизи - большая благодарность!
Уважаемая Зизи! Большое спасибо за библиографическую справку. А, судя по интернетовской ссылке, портрет был опубликован в "Ниве" в 1899 г., вероятно, в связи со столетним юбилеем Пушкина, так что понятно, где надо искать.
| |
|
Зизи
|
| |
Сообщение: 309
Настроение: доброжелательное
Зарегистрирован: 22.04.08
Репутация:
10
|
|
Отправлено: 18.07.08 19:46. Заголовок: А Вы обратили вниман..
А Вы обратили внимание на изображение места дуэли? Никогда не видела этих рисунка и фотографии!
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 677
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
7
|
|
Отправлено: 19.07.08 00:09. Заголовок: Рассмотрев повнимате..
Рассмотрев повнимательнее мазеровский портрет с удивлением обнаружила на правой руке модели обручальное (?) колечко! Что бы это значило? Теперь еще раз о беляевской ссылке. Спасибо уважаемой Зизи за приведенные данные. Дополню только: с. 49-50. Там сказано, что запись сделана рукой неизвестного с подписью, похожей на Моргенштерн. Бумага с водяными знаками 1837 года. Листок хранится в ПушДоме в архиве Араповой.
| |
|
Ответов - 354
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
All
[только новые]
|
|
|