Автор | Сообщение |
Natalie
|
| |
Сообщение: 132
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
3
|
|
Отправлено: 30.03.08 13:48. Заголовок: Портреты Н. Н. Пушкиной
| |
|
Ответов - 354
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
All
[только новые]
|
|
Natalie
|
| |
Сообщение: 133
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
3
|
|
Отправлено: 30.03.08 13:51. Заголовок: Считаю необходимым д..
Считаю необходимым добавить сюда и любезно приведенный нашей Muzой портрет из собрания ГМП, о котором Таша и Саша также ведут разговор. Художник И. К. Макаров. 1852.
| |
|
Кот
|
| |
Сообщение: 172
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация:
5
|
|
Отправлено: 31.03.08 00:10. Заголовок: Еще о портретах Н.Н.
Уважаемые наши –аши (Т и С)! Истории портретов часто бывают действительно увлекательными. Хочется и мне хоть что-то внести в ваш разговор. Вот что пишет Русаков, рассказывая о жене А.А.Пушкина Софье Александровне: «Писала и акварелью, и маслом. Несколько ее работ сохранилось. Например, в Полтавском художественном музее находится портрет Н.Н.Пушкиной-Ланской. Это вольная копия с оригинального портрета Натальи Николаевны, который, как всегда считали в семье Н.Н.Пушкиной-Ланской и продолжают считать ее потомки, создан художником И.К.Макаровым. Такой же точки зрения придерживаются научные работники Всесоюзного музея А.С.Пушкина в Петербурге, где портрет и находится. <Здесь – ссылка: Февчук Л.П. Семья Пушкина в портретах и документальных фотографиях // Белые ночи. – Л., 1975. С. 395. – Кот>. Однако в Полтавском художественном музее и Государственном музее А.С.Пушкина в Москве полагают, что он написан художником Тимолеоном Карлом Неффом (1805 – 1876). Так думают и некоторые искусствоведы. Наталья Николаевна, изображенная С.А.Пушкиной, выглядит моложе своих лет, в ее облике больше мягкости и душевной доброты, чем на портрете, служившем художнице моделью. Лучше, отчетливее прорисованы глаза, выразительнее другие черты лица, детали фигуры. Этим портретом особенно дорожил А.А.Пушкин. Видимо, потому, что с ним была связана память и о матери, и о жене. После смерти Александра Александровича семейная реликвия принадлежала его дочери Марии Александровне Быковой. Уже в советское время она передала портрет в музей» (В.М.Русаков. Рассказы о потомках Пушкина. СПб.: Лениздат. 1992. С. 44-45). Наверное, надо посмотреть альбомы Полтавского художественного музея. Может быть, там будет цветная репродукция портрета? Между прочим, в журнале «Нива» в 1913 году, в анонимной заметке «Пушкинские реликвии», о которой уже упоминалось при разговоре об академическом дипломе Пушкина, говорится, в частности: «С любезного разрешения Александра Александровича мы даем на страницах «Нивы» еще не воспроизводившиеся в печати портрет Н.Н.Пушкиной и изображения рукописи Пушкина, его печатки и чернильницы. <…> Весьма интересен портрет Натальи Николаевны Пушкиной, рожденной Гончаровой, написанный с натуры масляными красками художником Макаровым. Неизвестно, когда он написан, но, вероятно, не позднее 1828 г., так как Наталья Николаевна (род. 27 августа 1812 г) представлена здесь почти подростком. Портрет очень изящен и прост; единственным украшением Натальи Николаевны служит василек, небрежно воткнутый в сложенные косы. Выдающаяся красота еще не определилась вполне, но уже намечается» («Нива». 1913. №41. С.808-809). И на с.809 приводится следующая, к сожалению, маленькая репродукция
| |
|
Марта
|
| |
Сообщение: 308
Зарегистрирован: 15.01.08
Репутация:
5
|
|
Отправлено: 31.03.08 08:39. Заголовок: Спасибо, уважаемый К..
Спасибо, уважаемый Кот. Это я вижу впервые.
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 272
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
4
|
|
Отправлено: 31.03.08 17:44. Заголовок: Увы, дорогие друзья!..
Увы, дорогие друзья! Журнал "Нива" ввел своих читателей в заблуждение, так как на представленном портрете изображена не Н. Н., а ее дочь Мария Александровна. Художник, действительно, Макаров. Но почему А. А. Пушкин не помнил, что это портрет его старшей сестры, кажется странным. Ныне этот портрет хранится у нас в фондах и иногда бывает представлен на временных выставках. С верным названием он опубликован в книге Л. П. Февчук "Портреты и судьбы", а также в нашем альбоме "Преданья русского семейства". Огромное спасибо, уважаемый Кот, за выписку из книги Русакова. У меня до нее руки не дошли (точнее - ноги, так как книга находится в моем кабинете на Мойке). Теперь будем искать полтавские альбомы. Не терпится взглянуть на цветную репродукцию. Так ли она отличается от подлинного портрета?
| |
|
Cаша
|
| |
Сообщение: 349
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация:
5
|
|
Отправлено: 02.04.08 09:33. Заголовок: Спасибо, уважаемый К..
Спасибо, уважаемый Кот за ссылочку на Русакова. Значит так и есть, в Полтаве должен находиться портрет. А репродукция его должна быть. Надо посмотреть электронный каталог РНБ и на предмет, какие альбомы издавались вплоть до 1980 г. Подлинник Макарова хранился, видимо, у П.П.Ланского, пережившего племянницу, до самой его смерти в 1877 г.
| |
|
Cаша
|
| |
Сообщение: 350
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация:
5
|
|
Отправлено: 02.04.08 09:55. Заголовок: Сейчас нашел два изд..
Сейчас нашел два издания: 1.Полтавский художественный музей (автор-составитель К.Г.Скалацкий), Киев, 1978. 2.Полтавский художественный музей: путеводитель, Харьков, 1984.
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 276
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
4
|
|
Отправлено: 02.04.08 11:52. Заголовок: Cаша пишет: Подлинн..
Cаша пишет: цитата: | Подлинник Макарова хранился, видимо, у П.П.Ланского, пережившего племянницу, до самой его смерти в 1877 г. |
| А после его смерти портрет хранился у его дочери пресловутой "псевдомемуаристки"А. П. Араповой. Та умерла в 1919 г. и из ее дома портрет был похищен. Вскоре некий г-н Романчиков обратился к известному пушкинисту Б. Л. Модзалевскому с настоятельной рекомендацией о приобретении Пушкинским Домом этого портрета, который, якобы, с 1870-х гг. хранился в семье Главноуправляющего делами печати Е. М. Феоктистова. Продавал его племянник покойного Феоктистова, утверждавший, что портрет этот кисти Т. К. Нефа. Поскольку Макаров, будучи глубоко православным и скромным человеком, редко подписывал свои вещи, то на портрете его подписи не оказалась. Чтобы продать его подороже, новые владельцы нанесли свежей краской фальшивую подпись "Нефф" (по лаку уже поверх кракелюра, что видно в ультрафиолете) и получили желанные 10 тысяч рублей.
| |
|
Cаша
|
| |
Сообщение: 351
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация:
5
|
|
Отправлено: 02.04.08 13:03. Заголовок: Уже наверное и рамоч..
Уже, наверное, и рамочки не было на портрете. Удивительно и к счастью,что сын Араповой передал другие портреты бабушки работы А.П. Брюллова и В.И. Гау в Пушкинский дом. Действительно, у Араповой хранилась автореплика портрета Н.Н. в коричневом платье без даты и подписи В.И. Гау, созданная в 1842 г., ныне хранящаяся в ВМП: В книге "Особняк на Мойке" она датирована 1842-43 гг (стр.51.): Но такая широкая датировка, видимо, вызвана датой написания следующего(на основании писем Вяземского Н.Н., частично приведенных М.Д.Беляевым и частично И.М.Ободовской и М.А.Дементьевым), более известного, заказаного Вяземским(известен в трех-четырех вариантах, два из них в ВМП): С подписью: Если же исходить из того,что портрет Н.Н. в коричневом платье датирован в первоначальном варианте, принадлежавшем Александрине, 1842-м годом (Бродзяны,Словакия): и заказан был на средства тетки, скончавшейся осенью 1842 г., то и реплика, также стоившая средств, была оплачена еще живой Екатериной Ивановной и создана не позднее 1842-го года. Возможно зимой 1841-42 гг, если принять во внимание соболью накидку. То, что это первоначальный вариант - мое личное мнение, и его можно попробовать отдельно обосновать.
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 280
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
4
|
|
Отправлено: 02.04.08 13:18. Заголовок: Cаша пишет о первом,..
Cаша пишет о первом, приведенном им портрете В. И. Гау: цитата: | В книге "Особняк на Мойке" он датирован 1842-43 гг (стр.51.): |
| Это не новая датировка, а та, что обозначена в музейной документации. У нас существует правило: пока сведения на учетной карточке не изменены (решением ФЗК, которая рассматривает, скольк весомы аргументы в пользу подобных извемений), в наших изданиях эти сведения печатаются в неизменном виде. Если у автора возникли сомнения, о которых он не готов или пока не может рассказать на страницах своего издания, он может поставить скромный знак вопроса. Так, в той же книге "Особняк на Мойке..." на с. 34-35 можно прочитать следующее о копии портрета Пушкина, представленном в гостиной: "...выполненная в 1837 году в мастерской Кипренского (Е. Виневецким?) для О. С. Павлищевой", хотя подпись под портретом (с. 34) гласит: "Неизвестный художник с инициалами Е. В.". Здесь мы имеем дело с точным соблюденем правил публикации материалов ВМП: автор обозначен, как и на учетной карточке, но изыскана возможность внутри текста заявить о некоторых соображениях автора книги по поводу имени автора.
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 281
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
4
|
|
Отправлено: 02.04.08 13:22. Заголовок: Cаша пишет по поводу..
Cаша пишет по поводу портретов Н. Н. в коричневом платье: цитата: | реплика, также стоившая средств, была оплачена еще живой Екатериной Ивановной и создана не позднее 1842-го года. |
| А если она была заказана не теткой?
| |
|
Cаша
|
| |
Сообщение: 353
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация:
5
|
|
Отправлено: 02.04.08 13:34. Заголовок: Таша пишет: Это не..
Таша пишет: цитата: | Это не новая датировка, а та, что обозначена в музейной документации. |
| И мне подумалось,что это непростая описка. На прошлогодней выставке "Потух огонь на алтаре" при портрете стояла дата 1841-42 гг. Хотелось задать вопрос хранителю фонда акварели и графики Е.В. Пролет о такой широкой датировке. Но выставка уже закрывалась.
| |
|
|
Таша
|
| |
Сообщение: 283
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
4
|
|
Отправлено: 02.04.08 13:38. Заголовок: Это что-то слишком! ..
Это что-то слишком! Обязательно спрошу у Елены Владимировны. Не помню что-то ФЗК на эту тему.
| |
|
Cаша
|
| |
Сообщение: 354
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация:
5
|
|
Отправлено: 02.04.08 13:45. Заголовок: Таша пишет: А если ..
Таша пишет: цитата: | А если она была заказана не теткой? |
| Конечно,такое предположение было бы самым простым. Если учесть,что ранее акварель считалась "написанной в период вдовства" и только публикация А. Исаченко в цвете бродзянского варианта в каком-то словацком журнале в первые послевоенне годы(никак не смог отыскать этот журнал в фондах иностранной периодики ни в РНБ, ни в БАН) и публикация Л.П.Февчук во ВПК должны были бы закрепить датировку - 1842 г. http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/vr/vr-031-.htm
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 284
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
4
|
|
Отправлено: 02.04.08 13:51. Заголовок: Да, бродзянский порт..
Да, бродзянский портрет с датой "1842", как будто все ставит на свои места: тетка могла сделать Н. Н. подарок к ее тридцатилетию, но второй (наш) портрет, когда и кем был заказан? Нужно будет поговорить об этом с Еленой Владимировной.
| |
|
Cаша
|
| |
Сообщение: 355
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация:
5
|
|
Отправлено: 02.04.08 13:52. Заголовок: Таша пишет: Обязате..
Таша пишет: цитата: | Обязательно спрошу у Елены Владимировны. |
| Обязательно,у меня пока все случая не было. Было бы очень интересно! Я нашел несколько ошибок и тогда же на выставке их исправили. Но при экспонировании портрета Н.Н. действительно стояла дата 1841-42 годы. Как серьезно интересующийся иконографией Н.Н., сразу очень удивился, когда увидел. Посмотрите:
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 285
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
4
|
|
Отправлено: 02.04.08 13:54. Заголовок: Молодец, Саша! Это у..
Молодец, Саша! Это уже вещдок!
| |
|
Cаша
|
| |
Сообщение: 356
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация:
5
|
|
Отправлено: 02.04.08 13:56. Заголовок: Таша пишет: Нужно б..
Таша пишет: цитата: | Нужно будет поговорить об этом с Еленой Владимировной |
| Может вместе и приступим?
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 286
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
4
|
|
Отправлено: 02.04.08 14:01. Заголовок: Приступим обязательн..
Приступим обязательно, только после министерской проверки. Сейчас в фондах не до атрибуций.
| |
|
Таша
|
| |
Сообщение: 287
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация:
4
|
|
Отправлено: 02.04.08 14:08. Заголовок: Сейчас не выдержала ..
Сейчас не выдержала и даже позвонила Е. В. Оказалось, она больна и ей трудно говорить (она на больничном). Поэтому придется еще немного повременить с нашими вопросами.
| |
|
Эхо
|
| |
Сообщение: 313
Настроение: уравновешенно-оптимистическое
Зарегистрирован: 09.01.08
Репутация:
7
|
|
Отправлено: 10.06.08 20:03. Заголовок: а вот и истчё партре..
а вот и истчё партретик. художница - наша саврименница - Аида Лисенкова-Ханемайер. картину назвала "Счастливый Пушкин" и даж умилитальной такой камминтарий к ней наваяла: Скрытый текст "Это парный портрет написан с желанием изобразить радость и семейное счастье. Хотя бытует много разных мнений о странностях отношений Натали и Александра. Но я, как художник, имею право думать, что момент, когда Пушкин слушал животик беременной Натали, был в их закрытой от всех посторонних глаз интимной жизни. И это мое художественное право, в данном случае "портретировалась любовь" Пушкина к Натали. Это творческая фантазия, которая не прошла не замеченной. И сейчас порой вызывает бурю противоречивых высказываний своим любовным сюжетом".
|
| |
|
Ответов - 354
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
All
[только новые]
|
|
|