...И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет... .

АвторСообщение
постоянный участник




Сообщение: 1637
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.01.13 14:34. Заголовок: Загадочное место в "Евгении Онегине"


Давно покоя не даёт одно место в "Евгении Онегине":
Глава Восьмая.
Сначала (X):
Блажен, кто с молоду был молод,
Блажен, кто во-время созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N. N. прекрасный человек.


Потом (письмо Онегина Татьяне, но нужно заметить, что оно было дописано поэтом уже после окончания работы на всей восьмой главой):
Внимать вам долго, понимать
Душой всё ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
И я лишён того: для вас
Тащусь повсюду наудачу;
Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу
Судьбой отсчитанные дни.
И так уж тягостны они.
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я...


И концовка главы и можно сказать всего романа (LI):
Блажен, кто праздник Жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочёл Её романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим
.

Правильно я понимаю, что:
1) слова "блажен" и "блаженство" в восьмой главе связывают выбранные фрагменты в одну поэтическую связь?
2) в окончании (LI) есть логический переход: праздник жизни -> её (жизни) романа -> расстаться с ним (с романом)?
Получается, что блажен тот, кто сумел расстаться с романом жизни, как Пушкин расстался с Евгением Онегиным (с романом или с человеком)? А как Пушкин с ним расстался?

Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 100 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]







Сообщение: 4858
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.01.13 12:57. Заголовок: Ответ у Анны Ахматов..


Ответ у Анны Ахматовой: "Чем кончился «Онегин»? - Тем, что Пушкин женился. Женатый Пушкин еще мог написать письмо Онегина, но продолжать роман не мог".
В другом месте она написала больше: "Пушкин покидает Онегина "в минуту злую для него". И в минуту злую для себя он уезжает из Петербурга <...>
«Онегин» обрывается как натянутая струна, когда читатель и не помышляет, что читает последнюю строфу. Мы знаем «Онегина», сколько себя помним, и, естественно, нам трудно себе представить, что-нибудь иное, но если сделать некоторое усилие воли и вообразить, что какая-то книга кончится на том, что героиня "неубрана, бледна" сидит и обливается слезами, герой на коленях целует ее пуку, а в дверях звенит шпорами муж - свитский генерал, все же останется некоторое недоумение..."

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1640
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.01.13 16:21. Заголовок: Уважаемая Таша, Пушк..


Уважаемая Таша,
Пушкин, публикуя ещё только первую главу, писал нам читателям:
"Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, не будет окончено".
Так что все мы были предупреждены заранее.

В той же первой главе он же написал (LIX):
Прошла любовь, явилась Муза,
И прояснился тёмный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум;
Пишу, и сердце не тоскует,
Перо, забывшись, не рисует,
Близ неоконченных стихов,
Ни женских ножек, ни голов;
Погасший пепел уж не вспыхнет,
Я всё грущу; но слёз уж нет,
И скоро, скоро бури след
В душе моей совсем утихнет:
Тогда-то я начну писать
Поэму песен в двадцать пять
.
Опять же всё честно и доходчиво.

Но меня больше другое волновало, я конечно же прочёл и комментарий и Ю.М. Лотмана, и В.В. Набокова, и Анны Ахматовой, и многих других. Вопрос мой был чисто филологический: с кем всё-таки расстался А.С. Пушкин - с героем романа или с самим романом?

Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4859
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.01.13 20:38. Заголовок: Там же ясно сказано ..


Там же ясно сказано чуть выше:
"Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне —
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристал
Еще не ясно различал".

Понятно, что тут речь о героях - Татьяне и Онегине. Дальше читаем:

Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал...
Иных уж нет, а те далече,
Как Сади некогда сказал.
Без них Онегин дорисован.
А та, с которой образован
Татьяны милый Идеал...
О много, много Рок отъял!
Блажен, кто праздник Жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел Ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.

Вот и выходит, если прочитываем буквально, что Пушкин расстался с Онегиным-героем. Расстался внезапно - вдруг, подобно тем счастливцам, которые оставили праздник Жизни, не дочитав до конца Ее роман.

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1643
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.01.13 21:05. Заголовок: Вот тут-то для меня ..


Вот тут-то для меня загадка, так как "сквозь магический кристалл" Пушкин неясно различал именно "даль свободного романа". Я читаю тоже буквально. Потом Пушкин (или автор романа?) читал друзьям первые строфы, потом без них Онегин дорисован (раз дорисован, значит - образ человека). Потом упоминается прототип Татьяны, который "Рок отъял", а потом автор переходит к Жизни, которая сама пишет роман (помните слова Карамзина?). Упоминается о блаженных и... далее повторяться не буду. О том, как Пушкин (или автор романа) расстался с Онегиным буквально не сказано ни слова! Его образ дорисован без друзей, но про расставание с Онегиным ни слова не сказано! Как, при каких обстоятельствах? С какими чувствами? Или его тоже "Рок отъял"?
P.S. И про жизнь я бы не был так категоричен. Блаженные не самоубийством жизнь кончают! Они перестают читать роман Жизни, и начинают жить! Я так это место понимаю. Чтение романа опьяняет, вино - тоже, а вот жизнь как раз отрезвляет, это уже проза Жизни, а не её роман! Повесть, наверное, или пьеса...


Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1771
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.13 18:17. Заголовок: Случайно обнаружил, ..


Случайно обнаружил, что многие не знают смысла словосочетания "пучок зари"! А форумчане понимают его? Помнят где он упомянут в "Евгении Онегине"?

Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4993
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.13 19:10. Заголовок: Это пучок травы, осв..


Это пучок травы, освященный на Троицу. Почему-то над ним следовало поплакать перед тем, как внести в церковь (то ли поминовение усопших, то ли другой какой-то обряд): Умильно на пучок зари/ Они роняли слезки три...

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1772
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.13 19:38. Заголовок: Всё правильно, тольк..


Всё правильно, только трава - это обычный любисток. У нас на даче растёт, его мама (моя тёща) так и кличет - "пучок зари". Траву эту не освящали на Троицу, а покрывали ею пол в церкви, так как на Троицу служба торжественная, на коленях, её составная часть - поминовение усопших, даже тех, кто дожидается Страшного суда в аду. Так как родители Татьяны поминали своих родственников, стоя на коленях в храме - они и роняли скупые слёзы на траву. А возможно просто в умилении от одной из самых красивых служб в году.

Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 6697
Настроение: жизнерадостное
Зарегистрирован: 15.01.08
Репутация: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.13 20:52. Заголовок: Любисток лекарств..




Любисток лекарственный. Речь идет об этой траве?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1774
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.13 21:42. Заголовок: Он самый. Бабочки ег..


Он самый. Бабочки его обожают летом.

Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4994
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.03.13 23:06. Заголовок: Моя бабушка рассказы..


Моя бабушка рассказывала, как во время оккупации на Украине немцы строго охраняли наш огород, запрещая срывать даже крохотные лепестки с любистка, т.к. использовали его при изготовлении своего горохового супа.
Не уверена, что пучок зари -это именно любисток. Надо бы проверить.

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1775
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.13 07:12. Заголовок: А можем даже посмотр..


А можем даже посмотреть ради этого все четыре комментария к "Евгению Онегину"! Заодно и комментарии сравним!

Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1776
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.13 07:52. Заголовок: Итак, первым (я имею..


Итак, первым (я имею в виду с полным развёрнутым комментарием к роману в стихах) был Владимир Набоков. Вот его комментарий 1964 года к XXXV строфе II Главы "Евгения Онегина" в интересующем нас месте:

10 …пучок зари… — В России существует несколько растений, которые носят название «заря» или «зоря». В словаре Даля их приводится шесть. Наименее вероятное для данного контекста — любисток семейства зонтичных; однако все переводчики, не задумываясь, хватаются именно за него, не беря на себя труд поинтересоваться, насколько распространена эта южноевропейская зонтичная трава (Levisticum officinale; любисток лекарственный) в северо-западной России; между тем она там не растет, да и прочие растения, именуемые любистоком в Англии (англ. lovage), не похожи на русскую «зарю». Среди других цветов с этим названием лишь чихотная трава и дудник лесной имеют некоторые основания претендовать на участие в обрядах Троицы и Духова дня, есть ещё виды Conioselinum (гирчовника), расплывчатость сведений о которых так притягательна для педанта; но наиболее очевидным растением, также именуемым «заря» и несущим явные ассоциации с весной, конечно, является Ranunculus acris, растущий на лугах лютик едкий или куриная слепота. (В Западной Европе на праздник Троицы приносили гвоздику садовую или голландскую, Dianthus caryophyllus, с розовыми цветками.)
Два обычая безнадёжно перепутались в дежурных комментариях, бездумно надёрганных пушкинистами по поводу злополучного «пучка зари».
На Троицу сельские церкви в России украшаются берёзовыми ветками, и в некоторых областях существует обычай пролить столько слёз по своим грехам, сколько капелек росы на принесённой в церковь вместо цветов берёзовой ветке. Люди из обеспеченных слоев, как, впрочем, и многие бедняки, всё же приносят в церковь букет цветов[416]. В Псковской губернии эти букеты впоследствии использовались — в ходе последующего «языческого» этапа праздника, — чтобы «обмести» могилу родителей, дабы «прочистить» им глаза. Об этом обряде упоминает Иван Снегирёв, без всякой ссылки на источник, в книге «Русские простонародные праздники и северные обряды» (М., 1837, с. 185). Лишь первый обычай — «росинки грехов» (Ларины проливали не больше трёх) — фигурирует в ЕО. О втором в беседе со Снегиревым рассказывал Пушкин.
Лернер[417] цитирует запись от 18 сентября 1826 г. в дневнике означенного профессора Снегирёва, этнографа, цензора и консерватора, который он вёл с 1825 по 1827 г.:
«Был у А. Пушкина, который привёз мне [то есть из Михайловского в Москву] как цензору свою пиесу „Онегин“, гл. II, и согласился на сделанные мною замечания, выкинув и переменив несколько стихов[418]; сказывал мне, что есть в некоторых местах обычай троицкими цветами обметать гробы родителей».
Та же деталь упоминается Павлом Мельниковым (писавшим под псевдонимом Андрей Печерский) в его этнографическом романе «В лесах» (1868–1875), ч. III, гл. 1, где он описывает любопытные переплетения языческих традиций и христианских обрядов у русских крестьян в лесистых местностях Костромской и Нижегородской губерний.

Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1777
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.13 08:03. Заголовок: Сразу замечу, что во..


Сразу замечу, что во всех комментариях будут повторяться две грубые ошибки:
1) Троицын день - всегда летний праздник, так как он приходится на 50 день после Пасхи. Так что травы на Троицын день никогда не ассоциируются с весной! Тут сам себя поправлю - не всегда. Особенно по старому стилю. В любом случае Троицын день - самое раннее 09 мая по старому стилю и не ранее 23 мая по новому (ещё от века зависит). В 1914 году была не такая уж ранняя Пасха (19 апреля), поэтому Троицын день в том году пришёлся на 08 июня. Однако в стихотворении Сергея Есенина упомянута весна... Загадка... Вообще-то Троицын день на весну приходится только на четвёртый-пятый год, это чаще всего летний праздник.
2) На Троицын день в церковь приносят пучки трав ("зари"), чтобы разбросать на полу храма. Вряд ли это делали дворяне. А ещё прихожане приносили пучки берёзовых веток, которые во время службы держали в руках. Но берёза - дерево, не имеющее никакого отношения к "заре". Вот эти пучки берёзовых веток и раньше и теперь уносят после службы домой. Возможно могилу родителей "обметали" именно таким пучком берёзовых веток, но никак не травой, да ещё поднятой с пола в храме. К тому же Родительская суббота - накануне Троицына дня. Сначала посещают могилы усопших, а на следующий день идут к заутренней в храм на праздник Троицы.
Может всё началось с ошибки (неточности) самого Пушкина?

Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1778
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.13 08:08. Заголовок: Далее комментарий Юр..


Далее следует комментарий А.Е. Тархова, опубликованный впервые в 1978 году, большим тиражом, но в серии книг "Школьная библиотека", и поэтому сегодня практически забытый (если бы дочь(?) Н.А. Тархова не "воскресила" его под своим именем в 2011 году):
"Умильно на пучок зари / Они роняли слезки три..." — Заря или зоря — вид травы, которой народная медицина приписывала целебные свойства; пучок такой травы или мелких берёзовых веток, или иной растительности в Троицын день было принято держать в руках во время церковной службы и непременно уронить на него несколько слезинок, что было связно с желанием отвратить засуху и с обрядом замаливания грехов.

Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1779
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.13 08:19. Заголовок: Далее следует коммен..


Далее комментарий Юрия Михайловича Лотмана, который впервые был опубликован в 1980 году, а большим тиражом - в 1983 году.

10-11
— Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…

Заря или зоря — вид травы, которой в народной медицине приписывается целебное действие. "Во время троицкого молебна девушки, стоящие слева от алтаря, должны уронить несколько слезинок на пучок мелких берёзовых веток. Этот пучок тщательно сберегается после и считается залогом того, что в это лето не будет засухи" (Зернова А. Б. Материалы по сельскохозяйственной магии в Дмитровском крае. — "Советская этнография", 1932, № 3, с. 30). В других географических местностях берёзки заменяются иными видами растительности[32]. См.: Толстой Н. И. "Плакать на цветы" (Этнолингвистическая заметка). — "Русская речь", 1976, № 4, с. 27–30); автор, в частности, сопоставляет стихи из EO и детали троицкого обряда со строкой С. Есенина: "Я пойду к обедне плакать на цветы" ("Троицыно утро, утренний канон…").
"Плаканье на цветы" может быть связано не только с желанием отвратить засуху, но и с обрядом замаливания грехов. Количество веточек в пучке должно соответствовать числу замаливаемых грехов, на каждый следует уронить по слезинке. Ср.: "Пучок-от связать бы ему с банный веник, — со смехом вмешалась Флёнушка. — Пусть бы его на каждый листок по слезинке положил.
— Прекрати, — строго сказала Манефа. — У Василья Борисыча не столь грехов, чтоб ему целый веник надо было оплакать".
Следует примечание автора: "У старообрядцев, а также и в среде приволжского простонародья держится поверье, что во время троицкой вечерни надо столько плакать о грехах своих, чтобы на каждый листочек, на каждый лепесток цветов, что держат в руках, кануло хоть по одной слезинке. Эти слезы в скитах зовутся "росой благодати". Об этой-то "росе благодати", говорили там, и в троицкой псальме поётся" (Мельников П. И. <Андрей Печерский>. В лесах, ч. II, гл. 13.).
П важно было окружить старших Лариных атмосферой обрядов и старого быта.

Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1780
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.03.13 09:14. Заголовок: Ну и, наконец, много..


Ну и, наконец, многостраничный комментарий Виталия Старка в самом современном издании 2013 года:
10-11. "Умильно на пучок зари / Они роняли слёзки три..." Заря или зоря — название лекарственного растения из семейства зонтичных. Во время Троицкого (так у Старка!) молебна слезинки, уроненные на пучок зори, должны были предотвратить засуху. Кроме того, на пучок цветов роняли слезинки, чтобы замолить грехи. При этом количество веточек в пучке должно было соответствовать числу замаливаемых грехов. По воспоминанию цензора И.М. Снегирёва, который как раз и цензурировал вторую главу, П сказал ему, что существует "в некоторых местах обычай троицкими цветами обметать гробы родителей, чтобы прочистить им глаза"**.
** "Пушкин и его современники", Вып. XVI, с. 47.

Негустой пучок у Старка!


Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5012
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.13 23:58. Заголовок: Нашлась еще пара заг..


Нашлась еще пара загадочно-темных мест в Евгении Онегине. Второй день обсуждаем с коллегами следующие строки:
1. Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров? (I, XXXVI)

Что бы это значило? Как и это:

2. И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец (I, XXXVIII)
Кажется именно эта строка "раздражала" Набокова своей неясностью.


О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 3639
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.13 02:28. Заголовок: Позволю себе привест..


Позволю себе привести фрагмент, который включает оба эти места:

Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди блистательных побед,
Среди вседневных наслаждений?
Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров?
XXXVII
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог
Beef-steaks и стразбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова,
Когда болела голова;
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.
XXXVIII
Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.

Думаю, что

1)
Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров?

Это - иронический вопрос: Напрасно ли, зря ли был он счастлив и здоров при такой жизни?
(а фактически спрашивается: бесследно ли все это для него прошло?)
на который следует ответ ниже:

Нет: рано чувства в нем остыли;

и вообще

Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;

2)
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.

Это - отклик на фразу из предыдущей строфы:

Но был ли счастлив мой Евгений,
............................................
Среди блистательных побед .....?

Эти "и брань, и сабля, и свинец" имеют то же отношение к настоящим брани, сабле и свинцу, какое его "блистательные победы" имеют к военным победам, то есть это - то, что приносило ему "блистательные победы". Например, "свинец" - это, в частности, и "острые слова": "сыпать острые слова" соотносимо с "осыпать картечью". Между прочим, картечь в то время - это кусочки свинца или мелкие свинцовые пули.

Вспомним еще:

И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.

Опять "стрельба" острыми словами!


У И.И.Лажечникова есть фраза: "Такой резкой исповедью Александр Иваныч осыпал Филемона, словно картечью" ("Беленькие, черненькие и серенькие", 1856).

Бывший ученый кот Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 6711
Настроение: жизнерадостное
Зарегистрирован: 15.01.08
Репутация: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.13 06:31. Заголовок: Здесь не о бру ..



 цитата:
Вотще ли был он средь пиров
Неосторожен и здоров?

Это - иронический вопрос



Скрытый текст


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5013
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.13 10:55. Заголовок: Отвечаю по порядку: ..


Отвечаю по порядку:
1.
 цитата:
Это - иронический вопрос: Напрасно ли, зря ли был он счастлив и здоров при такой жизни?
(а фактически спрашивается: бесследно ли все это для него прошло?)


Вы полагаете, уважаемый Кот, что "неосторожен" - синоним "счастлив"? Сомнительно...
А если брать "бесследно", то что же прошло таким образом, т.е. бесследно: неосторожность (здесь я вижу логику) и здоровье (тут уже не понимаю)?
Я тоже пыталась ответить на вопрос тем, что написано после пушкинского "нет", но у меня ничего не вышло, т.к. чувства, которые "рано остыли", как и вообще "русская хандра" имеют весьма косвенное отношение к строкам "неосторожен и здоров"

2. Нельзя не согласиться, что "брань и сабля, и свинец" могут иметь отношение к упомянутым ниже "блистательным победам". Не исключено, что в среде военной молодежи эти "брань" и "сабля" - атрибуты любви (второй атрибут не слишком приличный для употребления в печати и в приличном обществе), но "свинец" - не картечь... тут что-то другое... Не знаю

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 100 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет