...И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет... .

АвторСообщение
постоянный участник




Сообщение: 1221
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.12 14:39. Заголовок: Мадонна Рафаэля и Пушкина


Недавно была у нас здесь дискуссия о стихотворении "Картина (Сонет)" А.С. Пушкина (название привожу то, что сохранилось в автографе).
Собрал все публикации, упомянутые в статье Коки и... так и не смог догадаться, как же все исследователи пошли по тупиковому пути, что речь шла о "Бриджуотерской мадонне"! До какой же степени всё чётко и ясно было сказано ещё в 1830 году! Никто же не удосужился прочесть!

Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 19 [только новые]







Сообщение: 4506
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.12 16:51. Заголовок: ..




Нашли офорт Жака Буйяра 1786 года, выполненный по рис. Вейренса, изображающий мадонну Рафаэля из КОЛЛЕКЦИИ герцога Орлеанского?
Но и тут пальмы Сиона как-то не слишком выразительны. Я бы сказала даже, что они вовсе отсутствуют С величием и разумом тоже не все однозначно, хотя Мадонна дивно хороша

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1222
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.12 18:04. Заголовок: Для начала в коллекц..


Для начала в коллекции герцога Орлеанского было шесть мадонн с младенцем! Та, что приведена Вами (вот здесь репродукция получше):

подходит гораздо больше, чем "Бриджуотерская мадонна". Но дело даже не в этом, а в Пушкине! В самой первой заметке упомянуто, что такая же мадонна есть в коллекции графа Михаила Семёновича Воронцова! Ни о чём этот факт не говорит?

Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4507
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.12 19:26. Заголовок: Наши репродукции все..


Наши репродукции все же отличаются: не только качеством, но и содержанием!
Воронцов - Сабир? Но Пушкин в эту кампанию не вписывается!

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1223
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.12 19:48. Заголовок: А всё потому, что Вы..


А всё потому, что Вы (как и Кока) не прочитали все заметки от начала до конца. Сабир вообще, в итоге, ни при чём! Я понимаю, что я тут детектив устроил, но на самом деле эта история - не хуже Агаты Кристи!
Сделаем проще! Пройдёмся "хронологически" по заметкам. Если интересно, конечно же!
А моя репродукция не просто другая, а та самая - из каталога герцога Орлеанского!


Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4508
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.12 20:15. Заголовок: Мне жаль, что Вы не ..


Мне жаль, что Вы не видите разницу в лицах, взглядах, волосах (особенно у младенца Христа), покрове Богоматери, в нимбах и т.д....
Так что репродукция у Вас ДРУГАЯ! Возможно она сделана с одного образца, но в рисунки вышли РАЗНЫЕ!
А Вам, вероятно, жаль, но я не вижу тут Агаты Кристи.
Попробуйте хронологически... авось, проймет...

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1224
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.12 20:33. Заголовок: Уважаемая Таша! Я ра..


Уважаемая Таша!
Я разницу вижу! Но речь в статьях шла о картине, которая была в коллекции у герцога Орлеанского. Я привёл именно тот эстамп из его каталога, который и упоминался в статьях 1830 года. Откуда Ваша, похожая репродукция, в этом случае не имеет никакого значения!
Похожих картин очень много.

А оригинал - "Малая мадонна Каупера", 1505 года, послужившая первообразом - вот:

Она гораздо красивее всех последующих её воспроизведений. Кроме одного, того самого, что так восхитило А.С. Пушкина.

Сразу же должен дать пояснения. У более похожей "Мадонны делла Торре" (Madonna della Torre) написанной в 1509 году, хранящейся в Лондонской картинной галерее:

авторство Рафаэля до сих пор под вопросом.

Есть ещё один "оригинал" Рафаэля:

"Мадонна с канделябрами" (Madonna dei Candelabri), датированная 1513-1514 годами. "Одна без ангелов..."
Да и без канделябров...


Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1225
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.12 21:07. Заголовок: Чтобы всё окончатель..


Чтобы всё окончательно запутать (как Агата Кристи) расскажу ещё одну небольшую историю, которая случилась уже после смерти А.С. Пушкина (началась на следующий год - в 1838 году):
Наследник после "Венчания с Россией" в 1837 году, на следующий год (одновременно с отцом) отправился за рубеж. В том числе посетил Рим. Далее запутанная история, в результате которой французский художник Энгр получает заказ от царя Николая I нарисовать мадонну. Возможно, это было влияние русской католички княгини З.А. Волконской (1789-1862), вилла которой в Риме в период создания картины бала одним из центров культурной жизни Рима (к ней приходил не только француз Энгр, но и немцы - назарейцы). Духовник княгини аббат Жербе был хорошо знаком с Энгром и мог передать ему замысел княгини послать своеобразного католического "троянского коня" в стан Православия, но это только догадки нескольких исследователей. Энгр сообщил в Петербург, что перед передачей картины заказчику собирается экспонировать её в Париже. Летом 1841 г. "Мадонна с гостией" была выставлена в Париже и снискала восторженные отзывы критиков и ценителей живописи.

В мае 1842 г. картина отправилась в Россию через парижское Генеральное консульство. Увы, отзывы об оценке картины в России были сдержанно-негативными, работа не была принята должным образом и отправилась в запасники Академии художеств. Энгр расценил эту картину как фиаско (неудовольствие заказчика) и был очень расстроен.
В 1858 г. Теофиль Готье в Петербурге в иконном ряду приобрел репродукцию картины неизвестного художника, продававшуюся в качестве иконы, в которой узнал прообраз – картину Энгра. Считается, что студенты Академии художеств подпольно копировали Энгра для продажи под видом икон классического итальянского стиля, т.н. "фряжского письма", что свидетельствует о своеобразном признании творения великого французского художника в России.
В 1847 г. Жан Огюст Доменик Энгр взял реванш и написал подобную "Мадонне с гостией" картину, но с ангелами по сторонам, под названием "Мадонна, почитающая Евхаристию", ныне находящуюся в Метрополитен-музее Нью-Йорка:

Ничего не напоминает?

Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4509
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.12 22:47. Заголовок: Пока замечу одно: мо..


Пока замечу одно: мой офорт из альбома "Galérie du Palais Royal gravée d’après les tableaux des différentes ecoles..." (Paris, 1786) (ссылку я привела), а откуда Ваш - не понимаю
Мадонна Каупера, явно, не была основой для приведенного мною офорта из каталога галереи герцога Орлеанского. Данный офорт, несомненно, является зеркалкой лондонской Madonna della Torre!
Энгр, кончено, хотел быть Рафаэлем своего времени. Но это ему не удалось
я так думаю

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1226
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.12 23:07. Заголовок: Уважаемая Таша! 1) С..


Уважаемая Таша!
1) Ссылка у Коки (как это часто бывает) некорректна. Так как изданий было два (в один и тот же год - 1786!). Было шеститомное издание (каталог) и однотомное издание (иллюстрированный краткий каталог). Скорее всего автор посмотрел одно из этих изданий, первой на глаза ему попалась "Бриджуотерская мадонна" и на ней он и остановился. А стоило посмотреть краткий каталог, тогда бы он нашёл все картины Рафаэля и смог бы выбрать наиболее подходящую;
2) "Малая мадонна Каупера" - единственная картина Рафаэля с похожим сюжетом, которая на сегодняшний день не вызывает сомнения в подлинности. И лондонская картина "Madonna della Torre" и вашингтонская "Madonna dei Candelabri" - не имеют подтверждённого статуса (в их подлинности есть очень и очень большие сомнения). Поэтому, если мы говорим о Рафаэле, а не о его подражателях, то прообраз один - "Малая мадонна Каупера".
3) Энгр не хотел быть Рафаэлем своего времени. Он жил в Риме, видел как извращают романтизм и наследие Рафаэля увлечённые Вакенродером немецкие художники-назарейцы, и поэтому сам по-своему выражал свои взгляды на искусство и на творческие заветы великого Рафаэля. Даже в споре о смерти художника и о роли Форнарины в его жизни - он придерживался противоположного взгляда, чем Вакенродер и назарейцы. О чём он и говорил и выражал свое мнение, в том числе и в салоне княгини Зинаиды Волконской на её вилле в Риме. Энгр не был романтиком, но и назарейцы в итоге ими тоже стать не смогли. Но он был художником с большой буквы и сегодня имперский ампир без него себе представить невозможно!
Как Вы уже догадались - к Энгру мы потом ещё вернёмся...

Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 4510
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.12 23:16. Заголовок: Мы можем говорить о ..


Мы можем говорить о чем угодно, но в пушкинское время обе Мадонны считались рафаэлевыми! Следовательно Пушкин и его современники могли называть эти картины работами кисти Рафаэля. Наше мнение тут ни при чем!
В Отеч. записках за март 1830 года черным по белому написано:

 цитата:
В книжном магазине И. В. Сленина с некоторого времени известная картина Рафаэля, принадлежавшая генералу Сабиру, привлекает внимание и удивление всех знатоков и любителей живописи. Картина сия представляет Божию Матерь с младенцем неимоверной красоты и приятности. Вероятно, что картина сия есть также добыча революции, расхитившей превосходную галерею герцога Орлеанского, коей составляла она украшение, и известна была всем любителям по гравюре с нее снятой.


Тут Вам и картина с красотой и приятностью (на которые указано и в надписи под офортом), и известная всем гравюра (очевидно, речь идет о печатном каталоге), и магазин, в котором эта картина выставлена - Сленина. Все сходится. Что еще?


О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 1227
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.12 23:24. Заголовок: Уважаемая Таша! Я же..


Уважаемая Таша! Я же сказал, что Вы торопитесь! Если это так важно, то вот отрывок из заметки в "Русском инвалиде" за 1830 год, прямо по Вашей очерёдности:
1) "В книжном магазине комиссионера Редакции "Русского инвалида" на Невском проспекте, в доме Имзена, выставлена драгоценная картина, изображающая Богоматерь с младенцем";
2) "С неё есть два эстампа..." (погорим об этом позже);
3) "Покорнейше прося Вас ... долгом поставлю прибавить, что картина о которой идёт здесь дело, никогда Господину Генерал-майору Сабиру не принадлежала..."
Как видите, не всё сходится! И ещё много чего придётся сказать, прежде чем мы увидим картину, которая скорее всего висела в лавке на Невском проспекте в 1830 году.

Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 2695
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.15 21:28. Заголовок: В цикле "Эрмитаж..


В цикле "Эрмитаж 250" по телеканалу "Культура" показали серию "Какой задумчивый в них гений..." о "других" мадоннах Эрмитажа (не Рафаэля и не Леонардо да Винчи).
Очень рекомендую, мне было интересно. Только я не понял, причём там Пушкин и Оленина? Или авторы серии имели в виду просто абстрактные ангельские глаза?
Кстати, не понимал немного и сам "ответ" Пушкина Вяземскому. Если поэт имел в виду "Сикстинскую мадонну", то ангелы на этой картине смотрят на Мадонну обречённо. На кого же так могли смотреть глаза Олениной? Может быть Пушкин имел в виду в этом стихотворении какую-то другую Мадонну Рафаэля?

Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5851
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.15 22:34. Заголовок: Передачу не видела, ..


Передачу не видела, и сказать о ней ничего не смогу.
О тексте Пушкина можно предположить, что его ангел Рафаэля созерцает божество, проявляя ту детскую простоту, о которой речь в том же стихотворении чуть выше:

<...> Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!...
Потупит их с улыбкой Леля —
В них скромных граций торжество;
Поднимет — ангел Рафаэля
Так созерцает божество.



О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 2696
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.07.15 07:30. Заголовок: В отличие от Леонард..


В отличие от Леонардо да Винчи, у Рафаэля ангелы - практически всегда дети. Поэтому "ангел Рафаэля" - автоматически ребёнок. Но у Пушкина в стихотворении речь именно о взгляде ангела на божество. И, кстати, такой взгляд у него всегда драматичен (давно уже думаю на эту тему). "Дети" у Рафаэля всегда с детским, но драматическим (сопереживающим) взглядом. Взрослые более статичны, чем дети. Даже на "Сикстинской мадонне". Варвара потупила взор, римский папа смотрит привычным за время службы взглядом на божество, а дети расстроены, хотя должны радоваться.
Пушкин не так много картин и репродукций Рафаэля мог видеть в Зимнем дворце и в Академии художеств. Постараюсь подумать и поискать, возможно и найдём этого "ангела Рафаэля, созерцающего божество".

Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 2730
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.09.15 14:11. Заголовок: По-моему, у Рафаэля ..


По-моему, у Рафаэля ангелы всегда смотрят "куда-то", даже когда могут смотреть на божество.


Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5889
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.09.15 17:55. Заголовок: В данном случае "..


В данном случае "куда-то" - это именно туда, где невидимое зрителю, а видимое ангелам Божество!
Вы же не думаете, что они любуются краем подрамника?

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 2733
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.09.15 19:50. Заголовок: Таша пишет: Вы же н..


Таша пишет:

 цитата:
Вы же не думаете, что они любуются краем подрамника?


Я давно уже понял, что картины Рафаэля нужно смотреть там, где они висели изначально. Почти уверен, что художник "привязывал" их к предметам и окнам внутри храмов. К великому моему сожалению, в отличие от многих картин Караваджо, произведения Рафаэля покинули свои родные стены и висят теперь где угодно и как угодно. За свою жизнь я видел "Сикстинскую мадонну" в трёх разных залах Дрезденской галереи, "Мону Лизу" в трёх разных залах Лувра, а так же обе - на выставках в других музеях. Теперь уже ничему не удивляюсь.
Через несколько дней улетаю в Мадрид, надеюсь вырваться в Эскориал и увидеть проёмы в стенах зала, родных для картин Веласкеса. Всё-таки ужасно, что многие картины "переехали".

Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 5893
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.09.15 21:09. Заголовок: Совершенно согласна...


Совершенно согласна. Сильнейшее впечатление произвело местоположение копии Сикстинской Мадонны, помещенной на место подлинной в бенедиктинском монастыре Пьяченцы:


Так высоко и так далеко от зрителя!!! Мадонна, несущая миру Младенца, читается совершенно иначе.

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 2738
Зарегистрирован: 07.06.11
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.09.15 23:35. Заголовок: Совершенно верно. Ср..


Совершенно верно. Сразу же глаза ангелочков становятся на место - два ярко освещённых круглых окна.


Любые совпадения с реальными людьми в моих сообщениях - абсолютно случайны, как и сам факт появления этих людей на свет! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет