Отправлено: 05.05.12 21:26. Заголовок: Неожиданные наблюдения
Случайно узнала от коллег из Эрмитажа, что в начале 1830-х годов для эрмитажной коллекции была приобретена маленькая "Мадонна" Ла Спаньи (известного соотечественника и подражателя Рафаэля), которая считалась тогда копией с Рафаэля! Вот она:
Уважаемый AlexeyTuzh! Насколько я могу судить, о морской прогулке с Олениными известно только благодаря записи Пушкина. Стихотворение, посвященное Доу, привязывают к этой же поездке без каких либо оснований, только потому, что в пушкинской записи фигурирует и имя Доу. Так что здесь свобода для построения версий - полная. Думаю, что не вредно было бы для начала выяснить, когда именно (в какой день) Доу выехал из Петербурга. Это или отсеет сразу часть версий или косвенно подтведит какие-то из них.
Отправлено: 09.05.12 23:11. Заголовок: В газете "Санкт-..
В газете "Санкт-Петербургские ведомости" за 1828 год в №№ 36 и 37 в списках отъезжающих за границу 9 мая 1828 года значится "Джордж Доу, великобританский подданный. Спрос. 1-й Адм. Части 1-го кварт. в доме под № 47, 1". Но осенью того же года Дж. Доу снова приехал в Россию, где написал портрет Кутузова в полный рост, Барклая-де-Толли, великого князя Константина Павловича. Он был уже тяжело болен и через несколько месяцев отправился на родину в Англию, где и скончался 10 октября 1829 года в доме своей сестры - жены гравера Томаса Райта. Встречались ли они с Пушкиным в этот короткий промежуток времени, я не знаю.
Отправлено: 10.05.12 07:10. Заголовок: Уважаемая Таша! Всё ..
Уважаемая Таша! Всё абсолютно точно. Помимо Г.Б. Андреевой была очень хорошая статья В.К. Макарова 1940 года о Джордже Доу и его приездах в Россию. Я поищу. Опять же, если интересно, могу найти дореволюционную статью о причинах скорого отъезда художника из России в мае 1828 года. Не до Пушкина ему было, так как в Кронштадте таможня досматривала его багаж очень пристально и дотошно! Кстати, в газете приведён адрес Шепелевского дома (дворца) (правильнее всё-таки дворца Константина Павловича, так как между двумя домами была глухая стена, без переходов). Единственное замечание - портрет Кутузова в полный рост был уже написан Доу, так как на английской гравюре по рисунку Мартынова, выпущенной в 1826 году к открытию Военной галереи 1812 года - он уже есть.
так как в Кронштадте таможня досматривала его багаж очень пристально и дотошно
Ну Пушкин-то провожал всех только до Кронштадта. Далее ему было нельзя! А вот хотел Доу в те минуты рисовать Пушкина или нет, дело художника. Может это был его способ успокаиваться - делать наброски в путевом альбоме... На портрете Кутузова внизу, чуть левее середины имеется авторская подпись с датой: Geo Dawe R.A. Pinxt 1829. Возможно, в 28-ом портрет был исполнен вчерне, а в 29-ом он его завершил? Думаю, что это можно определить при внимательном сравнении портрета с упомянутой гравюрой.
Уважаемая Таша! 1) Как верно заметил уважаемый Кот, кроме автографа А.С. Пушкина других прямых и косвенных свидетельств, что поэт был на пироскафе, доставившем Джоржда Доу в Кронштадт 9 мая 1828 года - нет! Ни в архиве Олениных, ни в документах А.С. Пушкина, ни в дневнике или письмах П.А. Вяземского об этом ничего не сказано (либо я не видел или пропустил). Оленин-старший вообще попал бы в двусмысленную ситуацию, если бы взял на себя смелость провожать Джорджа Доу. 2) Я не знаю, каким изданием книги В.М. Глинки и А.В. Помарнацкого вы пользуетесь, но если этим: "Военная галерея Зимнего дворца", Ленинград, "Искусство", 1981, то действительно под портретом Кутузова написано то, что Вы приводите, а если откроете разворот стр. 18-19, то на увеличенной репродукции гравюры увидите слева на полу портрет Кутузова. А под репродукцией подпись: "Мастерская Д. Доу", Гравюра Беннета и Райта, по рисунку А. Мартынова. 1826. У меня у самого много вопросов к этой гравюре, но мы это уже обсуждали в ветке про дом Шепелева.
Уважаемый Алексей! Это не единственный случай, когда от какого-то события остается всего лишь единственное свидетельство. Не вижу в этом ничего странного или подозрительного Что касается Оленина, то я не утверждала, что он сопровождал Доу в его поездке до Кронштадта. Там было много других пассажиров. Мы же не говорим, что Пушкин всех их сопровождал! Повествуя об отношениях Оленина с Доу, интернет ссылается на статью упомянутого Вами автора - Г. Б. Андреевой - из журнала "Художник" за 1989 год № 6: "Проявлением установившихся отношений [речь о добрых отношениях Оленина с Доу - Таша] стало совместное путешествие Олениных, Доу и А.С. Пушкина в мае 1828 на пироскафе по Финскому заливу". Скрытый текст
В других местах журнал называется не "Художник", а "Искусство". Забавно!
Вы также пишете:
цитата:
действительно под портретом Кутузова написано то, что Вы приводите, а если откроете разворот стр. 18-19, то на увеличенной репродукции гравюры увидите слева на полу портрет Кутузова. А под репродукцией подпись: "Мастерская Д. Доу", Гравюра Беннета и Райта, по рисунку А. Мартынова. 1826.
Так я же уже написала об этом:
цитата:
Думаю, что это можно определить при внимательном сравнении портрета с упомянутой гравюрой.
Уважаемая Таша! Относительно журналов "Художник" и "Искусство". Андреева, явно, пользуясь юбилейностью 1989 года дала одну статью в "Искусство", №6, а другую (по-моему, довольно похожую по содержанию) - в "Художник", №6.
Отправлено: 10.05.12 20:01. Заголовок: Ссылки на все статьи..
Ссылки на все статьи Г.Б. Андреевой о Джордже Доу в России я в итоге дал. Их - четыре (там есть статьи и из "Художника" и из "Искусства"). Версия о том, что Пушкин был в мастерской Доу опирается на пари Орловского. Версия о том, что Пушкина не было на пироскафе 09 мая 1828 года и стихотворение о карандаше Доу и об Олениной написано им ранее этой даты - базируется на самом стихотворении, так как мне тяжело представить себе совет поэта Доу рисовать Оленину несколько минут перед отъездом вместо того, чтобы рисовать профиль Пушкина. И вообще вся дискуссия началась с того: видел или не видел Пушкин картину Доу, которая написана на сюжет Кольриджа, так как, на мой взгляд, это стихотворение и картина имеют связь со стихотворением Пушкина "Легенда".
Теперь, чтобы просто Вас всех повеселить: если открыть упомянутую книгу Глинки и Помарнацкого "Военная галерея Зимнего дворца" на стр. 9, то Вы увидите репродукцию картины Дж. Доу "Капитан роты дворцовых гренадёров В. Лаврентьев" и дату: 1828 год (тоже на основании надписи художника на этой картине). Так вот - за спиной гренадёра на стене Военной галереи уже висит портрет Барклая де Толли, который Джордж Доу подпишет только в 1829 году!
Отправлено: 10.05.12 21:14. Заголовок: Не вижу никаких прот..
Не вижу никаких противоречий. Торжественное открытие галереи состоялось 25 декабря 1826 года (день, который праздновался в память изгнания Наполеона из России). К тому времени не все портреты были завершены. Доу, как известно, всегда торопился, много халтурил, выдавая копии, выполненные Поляковым и Голике, за свои подлинники, не всегда выполняя портреты качественно. Его поведение настолько раздражало Петербург и Общество поощрения художников, что они добились его высылки из россии. Однако в феврале 1829 года он вернулся, чтобы (как пишет Глинка в названной выше книге)
цитата:
закончить портреты в рост Кутузова, Барклая и Веллингтона. Именно в это время были приняты в Зимний дворец и помещены в галерею последние (двадцать один) портреты, выполненные более года назад Поляковым и Голике. По заказам Главного штаба остались несделанными тринадцать портретов. Но мастерская Доу более не существовала, и эта группа никогда не была написана, – рамки с тринадцатью фамилиями так и остались пустыми, затянутыми зеленым репсом.
Ваши наблюдения, уважаемый Алексей, лишний раз подтверждают мысль о том, что даты на портретах, как и ордена, изображенные на них, далеко не всегда оказываются точным указанием на время их происхождения
Отправлено: 10.05.12 21:28. Заголовок: Глинка и Помарнацкий..
Глинка и Помарнацкий не написали в своей книге об истинной причине срочной высылки Джорджа Доу из России! Здесь дело было не в халтуре и в издевательстве над русскими подмастерьями, а в том, что тот попытался вывезти национальное достояние России - картину сэра Джошуа Рейнолдса "Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных Герой": "Художник, которому Екатерина II предоставила право самому выбрать сюжет, изобразил в этой мифологической сцене аллегорию на "Юную Россию, борющуюся со своими врагами". Нужна статья об этом? Оленин был в курсе этой истории, при всём желании он воздержался бы сам, да и дочери и Пушкину посоветовал бы раскланяться с Джорджем Доу, но ни в коем случае с ним долго не разговаривать на виду у всех!
Отправлено: 10.05.12 21:40. Заголовок: Не знаю, как там нас..
Не знаю, как там насчет "национального достояния", но картина была, если не ошибаюсь, выполнена по заказу Екатерины II. И как Доу собирался вывезти это полотно? Выдавая за собственное?
Отправлено: 10.05.12 21:45. Заголовок: Выяснила: он просил ..
Выяснила: он просил расплатиться с ним этой картиной, но ему отказали. И что тут предосудительного? Он находился в "варварской" стране и рассчитывал, что его заказчики, умучившие его однообразием мундиров и лиц, легко расстанутся со своим "достоянием". Он же не в чемоданы сложил полотно, расчленив его на части... Не понимаю только, почему после этого Оленин не мог находиться с Доу на одном пароходе? Уж точно не за эту просьбу его мягко отправили из России
Отправлено: 10.05.12 22:11. Заголовок: Уважаемая Таша. Это ..
Уважаемая Таша. Это версия защитников Джорджа Доу. В изложении русской стороны всё было гораздо коварнее и хуже. Конечно эта история и наше головотяпство показывает. Вот, если интересно: Перевод французской части нужен?
Отправлено: 10.05.12 22:44. Заголовок: Похоже на журнал ..
Похоже на журнал "Старые годы". Чья же статья? Портрет в.кн.Марии Павловны, судя по его датировке, написан в 1822 году, а выезд Доу состоялся в 1828-ом. События как-то не связываются...
Отправлено: 11.05.12 06:30. Заголовок: Нет, события связыва..
Нет, события связываются, так как Джордж Доу с членами царской семьи работал в кредит. И самое главное - в 1822 году Джордж Доу никуда не выезжал из России. В 1828 году по личному распоряжению царя он был вынужден уехать в очень ограниченный срок. Для такого неудовольствия царя должны были быть веские основания. Да и моральный облик "носителя романтизма" виден в этой истории достаточно хорошо!
Для такого неудовольствия царя должны были быть веские основания
Неужели Вы полагаете, что царь держал эти "основания" про запас в течение 4 лет? Наверное в 1828 году у него все же был иной повод выдворить англичанина - тот самый, о котором написано в книге Глинки.
Отправлено: 11.05.12 19:16. Заголовок: Несколько слов об от..
Несколько слов об отъезде Доу из России в 1828 г. Как справедливо отметила уважаемая Таша, извещения об отъезжающих за границу печатались в «Санктпетербургских ведомостях». Но: 1) дата отъезда в этом извещении не указывалась; 2) извещение печаталось троекратно, причем, естественно, эти публикации делались так, что последняя публикация появлялась за некоторое время до отъезда, чтобы имеющие какие-либо претензии к отъезжающему могли бы к нему обратиться до его отъезда; 3) в первый раз извещение об отъезде Доу было напечатано в газете № 36 от 4 мая 1828 г., второй раз – в № 37 от 8 мая. Похоже, что те, кому хотелось «завязать» в один «узелок» запись Пушкина о прогулке с Олениными по морю 9 мая и присутствие на пароходе отъезжающего Доу, неизвестный нам рисунок Доу, о котором говорится в стихотворении Пушкина, обращенном к Доу, радостно остановились на этой второй публикации. Но: 4) Третья публикация извещения появилась в газете № 38 от 11 мая, то есть уж раньше 11 мая Доу никак не мог уехать. Так что этот «узелок» невольно рассыпается, и надо выстраивать какие-то новые связи между пушкинской записью и стихотворением Пушкина, обращенным к Доу.
И еще, уважаемый AlexeyTuzh! Откуда эти сведения о том, Пушкин и Вяземский выступали прямо-таки арбитрами в споре Доу и Орловского? Насколько я могу судить, единственным источником о чем-то подобном является письмо П.А.Вяземского к Вере Федоровне Вяземской от 7 марта 1828 г. Но там говорится, что были они у Орловского, и далее:
цитата:
Показывал он нам два свои новейшие произведения: киевский солдат пошел с сыном в лес рубить дрова; бешеный волк кинулся на мальчика, отец — на волка, схватив его за уши и одолев, говорит сыну: «Сережа, возьми топор и руби его». Это происшествие недавно случилось. На картине мальчик замахивается топором. Выражение в лицах отца и сына хорошо, но волк, кажется, не довольно смотрит волком, хотя окровавленный рот его и страшен. Он у отца искусал руку. В другой картине — борьба или схватка материнской любви между орлицею и женщиною. Сцена в Шотландии: орлица похитила младенца и занесла его на верх скалы, к гнезду орлят своих; мать взобралась на скалу, ухватила ребенка охраняющею рукою — поднялась тревога в орлином гнезде: орлица кидается стремглав на мать и впилась в рукав ее рубашки; видно, как тащит она мать, но видно и полотно крепко, а то по-настоящему она должна была бы вырвать лоскуток. Жаль также, что эта мать — толстая и рыжая прачка
.
И всё! Ни о каком соревновании и ни о каком судействе нет ни слова. Отсюда совершенно не следует, что Пушкин должен был видеть картину Доу. Или есть какие-то другие источники?
И, если найдете, то сообщите, пожалуйста, выходные данные статьи Макарова 1940 г. и дореволюционной статьи, в которой говорится о причинах отъезда Доу. Буду весьма благодарен.
Уважаемый Кот! Опередили! Как раз хотел по газетам проверить информацию об "отъездах" Джорджа Доу! Рад, что Пушкин не дышал морским воздухом 09 мая 1828 года! И Макаров и "Старые годы" у меня есть в бумажном виде, на даче. Но если нужны их реквизиты: 1) Макаров В.К. "Джордж Доу в России" в книге: "Труды отдела западноевропейского искусства", Том 1, Ленинград, "Государственный Эрмитаж", 1940; 2) "Старые годы", июль-сентябрь 1912 года (покупал из-за продолжения статьи Врангеля Н.Н. "Иностранные художники в России", а начало её было тоже в строенном выпуске, но в 1911 году). Макаров и Врангель у меня уже отсканированы. Если нужны - могу их выложить. О "дуэли" А.О. Орловского было в статье Г.Б. Андреевой, у неё должна быть ссылка. Посмотрю сегодня. По-моему, на книгу В.С. Турчина "Эпоха романтизма в России". Эта книга у меня тоже на даче. В воскресенье поищу.
Уважаемая Таша! На докладной записке даты и года нет! То, что она была написана в 1822 году - только предположение автора статьи. Но оно спорно! Да, действительно Мария Павловна приезжала в столицу в 1822 году, но Джорджу Доу не имело смысла пытаться забрать себе "Геракла..." Джошуа Рейнольдса в тот год, так как он не выезжал тогда из России. А тихо хранить его у себя - у него вряд ли бы получилось. Всю операцию он мог провернуть только непосредственно перед отъездом. Это только моя версия, но я уже написал, что расчёты с царской семьёй за портреты тянулись годами, поэтому сказать точно, когда написана докладная записка - невозможно!
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет