Отправлено: 05.05.12 21:26. Заголовок: Неожиданные наблюдения
Случайно узнала от коллег из Эрмитажа, что в начале 1830-х годов для эрмитажной коллекции была приобретена маленькая "Мадонна" Ла Спаньи (известного соотечественника и подражателя Рафаэля), которая считалась тогда копией с Рафаэля! Вот она:
Отправлено: 05.05.12 23:10. Заголовок: Нет, это не она! Да ..
Нет, это не она! Да и пальмы здесь нет. И облаков нет! Да и не вызвала бы эта работа восторга у Пушкина. Всё гораздо проще и сложнее одновременно! Самое забавное, что Таша сидит в двух шагах от ответа, только не подозревает об этом! Могу ключик бросить, если ей и кому-нибудь ещё это интересно: В своей статье "Пушкин перед мадонной Рафаэля" Г.М. Кока в ссылке на источники написал удивительно точную и ёмкую фразу: "Все они до сих пор не привлекали внимания исследователей". Написал и присоединился к тем же исследователям. Удивительно!
Отправлено: 05.05.12 23:48. Заголовок: Это не подсказка, пр..
Это не подсказка, просто этой истории уже много много лет. Я учился в художественной школе и ходил на выставки. И один художник научил меня внимательно смотреть не только на картину, но и на раму, в которой она заключена (причём стоимость рамы у старых мастеров составляла от трети до половины стоимости картины). "Пальма Сиона" - это не обязательно часть картины, пейзаж. В XIX веке так называлась одна из разновидностей узора на раме.
Отправлено: 06.05.12 00:21. Заголовок: Я же написал, что эт..
Я же написал, что это не подсказка! Просто было интересно узнать, что не всё в этой жизни однозначно и заранее известно! Само собой на той картине, о которой идёт речь в стихотворении - пальмовая ветвь нарисована, а не вырезана на раме. Кстати, вот картина художника романтика Каспара Давида Фридриха "Крест в горах": Верхняя часть рамы - как раз пальмовая ветвь Сиона!
Отправлено: 06.05.12 06:34. Заголовок: У Вас в Санкт-Петерб..
У Вас в Санкт-Петербурге несколько лет назад в Мраморном дворце была выставка Русского музея "Одеть картину. Художественные рамы в России XVIII — начала XX века", посвящённая именно рамам. Мы с сыном на ней были.
Отправлено: 06.05.12 16:07. Заголовок: Таша пишет: Вот как..
Таша пишет:
цитата:
Вот как все видят всё по-разному
А я вот облака вижу, а пальмы - нет! Хотя замечание про рамы очень интересное. Скрытый текст
Я когда-то была в хранилище рам в Русском музее. До чего же убого они хранятся! Хотя было это лет 5 назад, и с тех пор отношение к хранению рам могло измениться. Извините, что отвлекаю от основной темы разговора.
Отправлено: 06.05.12 17:14. Заголовок: Уважаемая Таша! На к..
Уважаемая Таша! На картине "Сикстинская мадонна" Рафаэля облака только под ногами Богородицы! А за ней - это лица ангелов, причём многие из них смотрят на мадонну и младенца. А вот два "амурчика" внизу смотрят вовсе не на Мадонну! Да и Святая Варвара опустила глаза. Мне всегда казалось, что когда эта картина висела в монастыре - перед ней что-то было, возможно крест. Так как взгляд Святой Варвары и одного из "амурчиков" скрещивается в точке ниже и перед Мадонной с младенцем. Но это я тоже здесь просто так написал... Даже если за ней лес пальм - он не за облаками, а за ангелами!
Отправлено: 06.05.12 17:28. Заголовок: Уважаемая Зизи! Мне ..
Уважаемая Зизи! Мне это сообщение попадалось. Там много смешного, но вполне работоспособная версия. Осталось только найти похожую икону, но уже с ангелами! То есть до 1830 года Пушкину попадались иконы исключительно с мешающими ангелами, а в 1830 наконец-то без них! Вот радость-то была!
Отправлено: 06.05.12 18:47. Заголовок: Ссылку на эту Мадонн..
Ссылку на эту черниговскую Мадонну я уже приводила на форуме. А вот идея Пушкина видеть Мадонну БЕЗ ангелов могла означать как то, что их вовсе НЕ БЫЛО на том полотне (холсте, гравюре...), которое он увидел, так и то, что ему хотелось бы избавиться от тех ангелов, которые как раз ПРИСУТСТВОВАЛИ на увиденном им полотне (холсте, гравюре...), но МЕШАЛИ воспринимать"виденье, непостижное уму". Потому и мог написать, что хотел бы видеть картину БЕЗ них! В последнем случае он мог бы думать примерно так: одни, то есть без этих ангелов, которые вечно путаются под ногами
Отправлено: 06.05.12 19:13. Заголовок: А я воспринимаю инач..
А я воспринимаю иначе: мечтал иметь картину без "лишних" ангелов, а получил ли картину или живую женщину, с ангелами или без, с пальмою или с оливою, - то читателю так и осталось неведомо!
Отправлено: 06.05.12 21:22. Заголовок: а затем переименовал..
а затем переименовал в "Сонет", а опубликовал под названием "Мадонна" . Кстати, когда перепечатывал потом в „Литературной газете" (1831, № 15 от 12 марта), то название "Мадонна. Сонет" сохранил и сделал лишь одно замечание по поводу публикации в "Сиротке", о чем сказано в "Лит. газете" в примечании: «Сонет сей по желанию поэта перепечатывается здесь из альманаха Сиротка, в котором он напечатан был с значительною ошибкой в седьмом стихе: „Одной, чтоб на меня с холста иль с облаков..." Это нарушало смысл подлинного стиха». О названии, как видим, в замечании ни звука! Так и оставил: "Мадонна. Сонет". Следовательно, название пушкинское! А как оно называлось поначалу, так то дело хозяйское, которое называется "воля автора"
Отправлено: 06.05.12 21:53. Заголовок: Уважаемая Таша! Я по..
Уважаемая Таша! Я понимаю, что Вы не можете внимательно читать то, что я пишу. Но возможно когда-нибудь сама тема Вас настолько заинтересует, что Вы самостоятельно проверите те сведения, которые я излагаю здесь. Я повторюсь: 1) 08 ию_я 1830 года Пушкин написал стихотворение "Картина". В скобочках под названием он написал "Сонет". 2) В августе 1830 года, своему другу Ю. Бартеневу он вписал это стихотворение в альбом под названием "Сонет" (мой риторический вопрос: как Вы думаете, он случайно написал это стихотворение ему в альбом или была какая-то связь с картиной?). 3) Ю. Бартенев передал это стихотворение в московский альманах "Сиротка", который был явно религиозным и собирал средства православных читателей на помощь пострадавшим от холеры. Журнал именно Ю. Бартенева, а не Пушкина поблагодарил за передачу ему стихотворения для публикации. Возможно, такая передача была согласована с поэтом, а возможно и нет. Я пока подтверждения этому не нашёл. 4) В 1831 году вышел альманах "Сиротка" в котором впервые было это стихотворение названо "Мадона" (с одним "н") и дано описание, что это стихотворение связано с изменившимися семейными обстоятельствами поэта. Ещё раз повторюсь - Пушкин А.С. тут абсолютно не причём! 5) В том же 1831 году это стихотворение перепечатано в "Литературной газете". Так как она выходила в Санкт-Петербурге возможно (!) это было согласовано с поэтом. Название стихотворения - уже "Мадонна" с двумя "н" (но пока не успел это проверить, хотя "ЛГ" за 1831 год у меня есть). 6) В 1833 году А.С. Пушкин начисто забывает, что когда-то кто-то называл это его стихотворение "Мадонна" (может разлюбил наконец её?). Он вписывает его в альбом своего лицейского друга И.В. Малиновского под названием "Сонет".
В сухом остатке - нет ни одного автографа А.С. Пушкина, в котором он это стихотворение своей рукой назвал бы "Мадонна"! Есть три его автографа, и на всех трёх название - "Сонет", а на самом первом - "Картина", а "Сонет" в скобочках. Может больше не будет решать за А.С. Пушкина, кому или чему он посвятил эти строки? Я повторюсь, аллюзия с Н.Н. Гончаровой несомненно есть, на уровне поэтической игры - не более, судя по первоначальному названию. Стихотворение посвящено картине, причём описана она в нём на редкость точно и подробно.
А уж обстоятельства письма от 30 июля 1830 года эту версию только усиливают! Как Вам предложение А.С. Пушкина невесте поменять её приданное ("Медную бабушку") на картину из салона на Невском? Вероятно его самого забавляло совпадение стоимостей двух его желаний! Духовно-материального ("картина с изображением Мадонны") и... духовно-материального ("невеста и жена").
Уважаемый AlexeyTuzh! Я не собираюсь защищать ту или иную версию (как не защищал и в предыдущих моих сообщениях, где только высказывал сомнения относительно обсуждавшихся версий). Хочу только заметить, что Вы пишите:
цитата:
Может больше не будем решать за А.С. Пушкина, кому или чему он посвятил эти строки?
И тут же утверждаете:
цитата:
Стихотворение посвящено картине
Согласитесь, что это не очень логично.
Как назвать стихотворение и кому его посвящать - это очень далеко не одно и то же.
Уважаемый AlexeyTuzh! Вы будете смеяться или сердиться, но именно сейчас у меня совсем плохо со временем , поэтому по всем пунктам я отвечу позже, т.к. в них надо вникать, а вот по последнему хочу все же возразить. Вы пишите:
цитата:
В 1833 году А.С. Пушкин начисто забывает, что когда-то кто-то называл это его стихотворение "Мадонна" (может разлюбил наконец её?). Он вписывает его в альбом своего лицейского друга И.В. Малиновского под названием "Сонет".
А почему Вы считаете, что это Пушкин вписал стихотворение в альбом Малиновского? В пушкиноведении, как мне кажется, утвердилось мнение, что там почерк Льва Сергеевича Сомнения на счет того, что это пушкинский автограф, высказывали и Баранов в статье о редакциях Мадонны, и Цявловский... В академическом ПСС Пушкина так и сказано: "Запись Л. С. Пушкина, вероятно по памяти, в альбоме И. В. Малиновского" (III, 1210)
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет