...И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет... .

АвторСообщение
Muza





Сообщение: 318
Настроение: неровное
Зарегистрирован: 15.12.07
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.08 14:51. Заголовок: Пушкин в скульптуре


Дорогие друзья! Давно интересуюсь изоражениями Пушкина в скульптуре. Особенно люблю аникушинский памятник в Ленинграде на площади Искусств. Не уверена, имею ли я право открывать новые темы, но очень хочется спросить о скульптурных изображениях Пушкина в других странах мира. Мои друзья были в Вене и видели Пушкина, похожего на Моцарта, идущего легкой походкой по улице старой Вены. Мне удалось отыскать это изображение в интернете, но кто его автор, я не знаю.


Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю
Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 422 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 All [только новые]


Cаша



Сообщение: 740
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.07.08 09:59. Заголовок: Cпасибо, уважаемый К..


Cпасибо, уважаемый Кот, какое ценное свидетельство и самого скульптора!
И главное -время работы над образом Пушкина можно точнее определить. А ведь третий "вариант", если можно его назвать вариантом, статуэтки действительно был - из чугуна!

Спасибо: 0 
Профиль
Таша





Сообщение: 829
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.07.08 16:27. Заголовок: Спасибо, уважаемый К..


Спасибо, уважаемый Кот. Этой статьи я не знала.
Обращаю внимание на слова А.Самойлова:

 цитата:
Восковой оригинал статуэтки находится в Москве в Государственной библиотеке имени В.И.Ленина.


Очевидно, у него имелись устаревшие сведения,так как с 1937 года (после юбилейной пушкинской выставки) восковая фигура была передана Всесоюзному (ныне Всероссийскому) музею А.С. Пушкина. Впрочем, думаю, что до 1953 года, когда, наконец, все определилось с документацией нашего музея, фигура могла находиться у нас на временном хранении, почему и числилась как принадлежавшая Ленинке.

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
Профиль
Cаша



Сообщение: 745
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.08.08 12:54. Заголовок: Уважаемый Кот, в сво..


Уважаемый Кот, если не сложно, не подскажете?
В своей статье А.Самойлов приводит выдержки из письма Теребенева,хранящегося или хранившегося в архиве Академии художеств. Это в Ленинграде. А он не приводит там же и источника, где оно полностью опубликовано или Самойлов первый, кто обнаружил письмо?

Спасибо: 0 
Профиль
Кот





Сообщение: 508
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.08.08 13:29. Заголовок: О письме Теребенина


Уважаемый Саша!
К сожалению, Самойлов не дает никаких ссылок, просто цитирует.
Я, конечно, посмотрю еще раз внимательно, но, по-моему, так.

Бывший ученый кот Спасибо: 0 
Профиль
Cаша



Сообщение: 747
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.08.08 16:18. Заголовок: Спасибо, дорогой Кот..


Спасибо, дорогой Кот, не беспокойтесь.
Как только я доберусь до статьи Cамойлова, ознакомлюсь с ней подробно. Очень интересно время создания скульптурки: скорее всего до осени 1837 г. Любопытно будет сопоставить со сроками работы над бюстом Пушкина Самуила Гальберга и распространением маски с волосами, созданной помощником Гальберга - формовщиком Балиным.

Спасибо: 0 
Профиль
Таша





Сообщение: 849
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.08.08 16:28. Заголовок: С масками, о которых..


С масками, о которых Вы, уважаемый Саша, пишите, тоже не все просто и понятно. На тех, что сохранились, как правило, имеются петли, причем СТАЛЬНЫЕ! Следовательно, они не первого отлива!

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
Профиль
Cаша



Сообщение: 748
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.08.08 17:26. Заголовок: Да, да дорогая Таша!..


Да, дорогая Таша! И cами оригинальные маски! То позднейшая побелка-как на экземпляре Хитрово, другая, тонированная, - Жуковского, но его ли? В Тарту и Оренбурге тоже, по-видимому, поздние. Что-то о них пишет в давней работе Л.П.Февчук, еще в 1962 г. в сборнике "Пушкин и его время". ГМП настаивает на первичности именно московского экземпляра...О PHБ ничего нельзя сказать - и там поздний отлив. Трудно определиться со времением создания вторых отливов,не говоря уже о том,сохранился ли сам оригинал, и о том, что именно В.А.,как инициатор снятия маски, сохрянил его для себя.

Спасибо: 0 
Профиль
Таша





Сообщение: 851
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.08.08 18:24. Заголовок: Собираемся теперь с ..


Собираемся теперь с нашими сотрудниками фондов заняться всеми этими вопросами.

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
Профиль
Кот





Сообщение: 510
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.08.08 19:32. Заголовок: О масках Пушкина


Уважаемый Саша!
Л.П.Февчук в упомянутой Вами статье 1962 г."Первые скульптурные изображения Пушкина" относит все перечисленные Вами маски к маскам первого отлива. Между прочим о работах Теребенева у нее нет даже упоминания.

Бывший ученый кот Спасибо: 0 
Профиль
Таша





Сообщение: 852
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.08.08 23:07. Заголовок: Маски первого отлива..


Маски первого отлива, как считают формовщики, это первые 5 масок, изготовленные из гипса, положеного на восковую форму, сделанную с лица. В то время гипс не мог быть белого цвета. Кроме того, тогда никто не прикреплял к маске (это делаетсяв процессе ее изготовления, пока гипс еще мокрый) никаких веревок или проволок, так как никто не предполагал вешать ее на стену!
Но где теперь те первые маски?

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
Профиль
Cаша



Сообщение: 749
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.08.08 23:44. Заголовок: Причем маски с прово..


Причем маски с проволокой пошли тиражами и в 1950-х их можно было купить. В "Покровских воротах", снятых Козаковым по Л.Зорину, если помните, над кроватью Костика висит такая гипсовая посмертная маска Пушкина.

Спасибо: 0 
Профиль
Кот





Сообщение: 513
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.08 01:15. Заголовок: Уважаемый Саша! Я по..


Уважаемый Саша!
Я посмотрел статью Самойлова. Там действительно нет никаких ссылок (как и в других статьях этого сборника).
Судя по тому, как он пишет, можно думать, что он сам видел бумаги Теребенева в архиве Академии художеств,
но и архивных ссылок тоже нет.

Бывший ученый кот Спасибо: 0 
Профиль
Таша





Сообщение: 856
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.08 13:30. Заголовок: Обращаю внимание на ..


Обращаю внимание на некоторые существенные неточности в воспоминаниях М. Ф. Каменской, которой мы почему-то доверились, полагая, что как дочь скульптора, она может отличить бюст от статуи.

Итак, она писала: "По-моему, неоцененный бюст Пушкина вылеплен юным скульптором Теребеневым, тем самым, который впоследствии изукрасил Эрмитаж своими кариатидами и статуями великих художников. Теребенев как-то особенно поймал в этом бюсте тип и выражение лица Пушкина; он точно такой, каким я его помню в Царском Селе во время нашего с ним первого знакомства. (Исторческий Вестник. 1894, X, 54).

Возможно, бюстом она назвала фигуру, так как она была небольшого размера.
А вот почему в газете написали, что продаются не только скульптуры, но и бюсты работы Теребенева, не ясно. Сегодня такие бюсты неизвестны!

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
Профиль
Cаша



Сообщение: 752
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.08 15:20. Заголовок: Спасибо,уважаемый Ко..


Спасибо,уважаемый Кот!
Наверное так и есть, Самойлов первым обнаружил это письмо и цитирует выдержки. Жалко, полной публикации нет, но как оно интересно для изучения первой посмертной иконографии Пушкина.

Таша цитирует М.Каменскую:

 цитата:
изукрасил Эрмитаж своими кариатидами


Атланты ведь тоже теребеневские. Все же склонность Теребенева к изваяниям в полный прост присутствует налицо: от крохотной скульптурки, до гиганских статуй.

Спасибо: 0 
Профиль
Таша





Сообщение: 862
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.08 15:49. Заголовок: Да, уважаемый Саша, ..


Да, уважаемый Саша, но Каменская не постеснялась назвать атлантов кариатидами. Поэтому можно ли ей верить, когда она пишет не о скульптуре, а о бюсте Пушкина?

О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
Профиль
Cаша



Сообщение: 756
Зарегистрирован: 10.01.08
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.08.08 15:53. Заголовок: Вот тогда и начинаеш..


Вот тогда и начинаешь задаваться вопросами, а что вообще мемуарист имеет в виду.

Спасибо: 0 
Профиль
Зизи





Сообщение: 378
Настроение: доброжелательное
Зарегистрирован: 22.04.08
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.08.08 21:04. Заголовок: Таша пишет: Каменск..


Таша пишет:

 цитата:
Каменская не постеснялась назвать атлантов кариатидами.



Господи, а я даже не обратила на это внимание, когда ссылалась на нее! Вот, уважаемая Таша, как бывает!

Скрытый текст


Спасибо: 0 
Профиль
Таша





Сообщение: 888
Зарегистрирован: 27.11.07
Репутация: 7
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.08.08 22:45. Заголовок: Ой, стоит ли менять-..


Скрытый текст


О, человек - Бог, когда он грезит, и нищий, когда он мыслит (Гёльдерлин)
Спасибо: 0 
Профиль
Кот





Сообщение: 528
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.08.08 01:21. Заголовок: В защиту Каменской!


Ой-ой-ой, уважаемые Таша, Зизи и Саша!
Не надо так нападать на Каменскую. Она-то знала, что говорила.
Цитирую ту же статью Самойлова (с.426):

 цитата:
В отчете Академии художеств за 1845-1846 годы приведены восторженные слова конференц-секретаря Академии В.И.Григоровича о работах Теребенева: "Нигде в Европе и ни один скульптор не производит из гранита, как производили древние египтяне и греки. Теперь это египетское искусство стало русским, и огромные сфинксы египетские не чудо при колоссальных кариатидах, исполненных и в лепке добросовестно и из камня отлично Теребеневым"


Речь идет именно об эрмитажных атлантах!
Оттуда же (с.432) - прошение самого Теребенева:

 цитата:
"В 1844 году приняв на себя изваяние и высечку из сердобольского гранита 10 кариатид и увлекшись как художник желанием произвести этот памятник искусства, я понизил против других сметную сумму более нежели вдвое, обязавшись в два года изваять кариатиды ценою всего за 32 тыс. руб. серебром, но как в цене, так и во времени я крайне ошибся", - писал А.И.Теребенев в прошении 11 декабря 1851 года.


У В.И.Даля в словаре:

 цитата:
Карiатида ... ,в зодчестве, изображенье человека, поставленное вместо колонны, столпа


Такое было тогда словоупотребление, а нас сбивает современное словоупотребление.

Бывший ученый кот Спасибо: 0 
Профиль
Кот





Сообщение: 529
Зарегистрирован: 13.01.08
Репутация: 9
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.08.08 01:30. Заголовок: О бюстах


Уважаемая Таша пишет:

 цитата:
А вот почему в газете написали, что продаются не только скульптуры, но и бюсты работы Теребенева, не ясно. Сегодня такие бюсты неизвестны!


Что значит "не ясно"?
Если в газете пишут, что бюсты продаются по 5 рублей, то уж значит, я думаю, бюсты были. Другой вопрос - почему сейчас о них ничего неизвестно.
Слово "бюст" тогда понималось так же, как понимается теперь (в отличие от слова "кариатида").

Бывший ученый кот Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 422 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет